Проектная деятельность в начальной школе как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении.

 Садовникова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов  

МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
 
 
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.             "Человек рожден для мысли и действия", - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. 
Проектная деятельность школьников при правильной  организации сама по себе создаёт условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Работая над проектом,  ученик в ситуации неопределенности приступает к поиску решения изучаемой проблемы, поэтому важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Для максимальной мотивации учащихся следует выбирать такие проекты, в которые заложены проблемы, вызывающие у школьников наибольший интерес и эмоциональный отклик.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в жизни. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. А это способствует формированию  коммуникативных универсальных учебных действий:  учиться, не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение, и спокойно аргументировано отстаивать своё.
В данной ситуации изменяется и  позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Учитывая доминирующую деятельность учащихся можно выделить следующие проекты:  
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного  исследования. Для реализации таких проектов выбирается объект исследования, ставится цель, задачи исследования, обсуждаются методы исследования, в зависимости от результата делаются выводы. Примеры таких проектов: «Мифология в названиях предметов окружающего мира»,  «Какие птицы живут в нашем крае», «Растения-хищники».
В 3 классе  на уроках окружающего мира по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» мы обратили внимание, что многие растения, животные, географические объекты, созвездия названы именами различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний.  Нам стало   интересно, почему именно мифы небольшого греческого народа дали им такие наименования. Значит, с ними стоит знакомиться, читать и изучать их.  Мы провели урок внеклассного чтения по книге «Мифы древней Греции».  Мы много узнали интересного про Одиссея, который отправился в поход за золотым руном, о поединке героев Гектора и Ахилла, о страданиях Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа для людей.  А на уроке русского языка мы говорили о фразеологических оборотах (титанические усилия, гигантские размеры, панический страх, олимпийское спокойствие), которые мы так часто употребляем в своей речи и не догадываемся, что их  происхождение напрямую связано этими героями. Огромное впечатление на ребят  произвели картины И.Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю», П.Соколова «Дедал, привязывающий крылья Икару», К. Брюллова «Встреча Аполлона и Дианы» на темы греко-римской мифологии. Мы подумали, что хорошо было бы дополнить наш учебник, дополнительным материалом, повествующим о богах и героях  из сказаний древних греков и римлян.  Тогда  мы стали читать книги, искать ответ на этот вопрос  в различных электронных энциклопедиях, просмотрели фильм кинокомпании «Коллекция» «Один час в Третьяковской галерее». С каждым днём эта работа  всё больше заинтересовывала, затягивала нас. Мы понимаем, что тем, кто интересуется историей,  культурой, литературой и искусством знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Так родился наш проект, на основе изученного материала мы  составили приложение к нашему учебнику «Мир вокруг нас» 3 класс «Мифология в  названиях предметов окружающего мира».
Однажды в школьной столовой после обеда у ученика возникли боли в животе. Мы обратили внимание на его питание. Эта  проблема переросла в исследование, так родился проект «Формула правильного питания». В результате мы пришли к выводу: наше здоровье напрямую связано с питанием. Проект стал победителем  Всероссийского конкурса «Первые шаги  в  науке», а Андреев Сергей был удостоен Высшей  награды форума  - золотого  нагрудного  знака  «Первые шаги в науку: за победу. Его работу опубликовали в Сборнике тезисов докладов II Всероссийской детской  конференции «Первые шаги в науке»».
На урок окружающего мира  Комина Мария принесла в класс новое комнатное растение: росянку. Каждому, кто впервые видит растение хищника, хочется узнать, как оно устроено и что умеет «делать». Эта тема показалась очень интересной и познавательной ребятам. Ученики  решили узнать, каково многообразие таких растений и как происходит процесс ловли насекомых? В процессе работы над проектом  мы узнали, что оказывается такие растения можно выращивать и на подоконнике дома. Поэтому, исследуя тему дальше, мы решили сами понаблюдать в классе за такими удивительными растениями. Заодно в процессе наблюдения составить  для ребят правила ухода за ними. Эта работа стала победителем муниципальной районной научно-практической конференции в секции «Юный исследователь».
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, диафильм, презентация. Ежегодно в сентябре у нас проходит месячник по ПДД. Ученики  4 класса  разработали и реализовали проект утренника для 1-классников. Для воспитанников детского сада были созданы книжки-малышки «Знай, правила дорожного движения» и показан спектакль «Знаки светофора». Интересная работа прошла над проектом «Хобби – фантазируй и твори». Оказывается, как много о себе может рассказать обыкновенный фантик от конфет: историю родной страны, важные  исторические события,  познакомить с картинами русских художников, загадать загадки. А ещё из фантиков получаются замечательные поделки. А в результате работы над проектом « Многолюден, шумен, молод под землёй грохочет город…» была составлена  азбука профессий метрополитена и выпущена  книга для детей «Познавательная и веселая поездка в метро». Чтобы ребята лучше запоминали  правила поведения в метро, в книге есть  занимательные странички с загадками, ребусами, кроссвордами. Поездка становится увлекательной и полезной. 
Игровые проекты также называют ролевыми. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Проект для учащихся 3 класса  «Восточные сказки». Вначале было сформировано 4 группы учащихся, состоящих из 5–7 человек, которые выбрали понравившиеся им восточные сказки (китайские народные сказки «Сватовство мышки» и «Лягушка и Обезьяна»; японские народные сказки «Благодарность Лисички» и «Горное чудовище»). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся. Поощрялось общение в группах. С помощью учителя группы составили план работы над проектом и распределили (уже самостоятельно) обязанности (роли): редактор, дизайнер, художник, сценарист, мультипликатор. Таким образом, каждый учащийся получил свою часть работы. Результат проекта зависел от вовлеченности каждого члена группы, поэтому все вопросы решались сообща, и, как правило, никаких конфликтов в группе не возникало. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами учащиеся, а учитель должен отслеживать общую работу, помогать в затруднительных ситуациях, что-то рекомендовать, но не готовое решение. С другой стороны, если работа в группе явно «не клеилась», педагог сохранял за собой право раздать учащимся индивидуальные задания, тем самым стимулируя их для дальнейшей работы над проектом. Завершение работы над проектом представляло собой демонстрацию и защиту экранизированных восточных сказок. Каждый учащийся в группе должен был овладеть всем учебным материалом по теме, уметь представить и свою часть работы, и работу других членов группы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли нашу  работу «Чехов – город спортивный», в котором  ученики собрали интересные материалы о спортивных сооружениях, секциях, соревнованиях, командах нашего города. Проект «Художественная гимнастика-принцесса спорта» рассказал ребятам как важно и полезно заниматься спортом, как тяжело бывает соблюдать режим дня, как нужно следить за своим питанием. Спорт учит ставить цели и достигать их, а это всегда пригодиться в дальнейшей жизни. Результатом работы учащихся над проектом «Новый год: история, традиции и обычаи» предусматривал создание тематического альбома, отражающего разные культурные традиции и обычаи празднования Нового года. Процесс реализации проекта требовал от детей привлечения жизненного опыта, примеров из окружающей действительности, а стремление к выражению своего отношения к окружающему миру явилось источником развития образного мышления, творческой активности.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты.  Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. В нашей гимназии, в моём классе много ребят, посещающих спортивные секции. На соревнования дети ездят по городам России и за границу.  Из городов  привозят сувениры, буклеты, альбомы. В нашем городе тоже проводятся спортивные состязания, в которых принимают участие спортсмены из разных городов. Но вот им приобрести буклет, альбом о нашем городе не представляется возможным – их просто нет. Есть открытки, небольшие альбомы о музеях (Мелихово, музей Писем), а о городе, о его достопримечательностях, истории – нет. Мы с ребятами эту актуальную проблему решили. Темой проектной работы стала «Город Чехов и его достопримечательности». А продукт – альбом-путеводитель по городу Чехову. 
 
Проектная деятельность повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески, а у учителя учить без принуждения.  У учеников формируется потребность пополнять свои знания постоянно,  развиваются умения ориентироваться в информационном пространстве.  В конечном итоге учащиеся видят область применения знаний и навыков, полученных на уроках, что «подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор».
  
Список литературы:
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Наш класс в контакте