Особенности использования деятельностного метода на уроках русского языка в первом классе

 Садовникова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов  

МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
 
Как часто  от детей, их родителей и даже учителей мы слышим фразу: «Учиться – трудно!». Действительно, непросто одинаково хорошо научить всех детей с различным уровнем подготовки, организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно нелегко сделать их грамотными, привлечь внимание к родной словесности, заинтересовать сочинениями и изложениями, то есть самое трудное сделать самым лёгким, увлекательным и желанным. Уроки русского языка превратить в любимые, от которых у детей глаза светились бы от радости, и у каждого ребёнка была возможность проявить свою фантазию, творчество и почувствовать успех в учении. 
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, становится формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управле¬ния учебной деятельностью, развить способности к сотрудни¬честву. 
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Поэтому на уроках русского языка я использую деятельностный метод, который позволяет  оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку учеников, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом. Цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». 
Важно построить работу на уроке так, чтобы ученики не получали готовых знаний, а сами «открывали» их  в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В таких условиях учиться становиться легко и интересно, поэтому девизом моих ребят к работе стали слова: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй».
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Начиная с 1 класса,  дети  учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, в дальнейшем уровень самостоятельности детей повышается.  В начальных классах для изучения нового материала применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу. Например, при изучении темы «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях» учитель пишет на доске два предложения: «Надя Сергеева, Олег Серов, Оля Руднева готовили клумбу к посадке цветов. К ним подошла учительница Светлана Петровна». Дети получают задание: «Внимательно прочитай предложения. Назовите написанные в них имена».
      -  Надя, Олег, Оля, Светлана.
      -  С какой буквы написаны имена в предложениях?
      -  Имена написаны с большой буквы.
      -  Прочитайте отчество.
      -  Петровна.
      -  Как написано отчество?
     -  Отчество написано с заглавной буквы.
      -  Найдите и прочитайте в предложениях фамилии.
      - Сергеева, Серов, Руднева.
      -  Как написаны фамилии?
      - Фамилии написаны с большой буквы.
      -  Сделайте вывод, к которому мы пришли в порядке нашего рассуждения.
      -  Имена, отчества и фамилии пишутся с заглавной буквы.
 Включённые в урок «минутки чистописания» становятся частью процесса интеллектуального развития учащихся и   помогают ученикам  определить тему урока,  поставить перед собой учебные задачи.
 
1. Узнайте, какую букву будем писать. Она встречается чаще остальных: Боря, обоз, дубы, боль, убор.
2. Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор:
        н л м ж р  (буква ж обозначает парный звук, остальные – нет).
   3.    Определите следующую букву: 
         щ ш ч х ф … (согласные буквы по порядку с конца алфавита);
  4. Расшифруйте запись: 
 

8

3

5

ж

в

?

5.Определите букву, с помощью которой получаются слова: 

З…ма, учен…к, Росс…я, кн…га.
 
Таким образом, на минутках чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитические способности. 
Много проблем возникает у школьников в коварных словах с непроверяемым написанием. На мой взгляд, нужно так организовать познавательную деятельность, чтобы каждый ученик нашёл для себя приёмы, которые будут способствовать прочному запоминанию  трудных слов. Новое слово не даётся в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, повышает интерес к предмету. Затем ставится орфографическая задача: «Записать слова «с пропуском» в словарик». Далее следует работа над зрительным образом слова.  Ассоциативный метод, применяемый на данном этапе, действительно, целесообразен. У трудного  слова появляется слово-помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, благодаря этому прочно запоминается нужная буква. Ассоциативный метод ориентирует на интеллектуальное, речевое творчество, развитие орфографической зоркости. Для запоминания слов можно привлечь аудиальную «подсказку», то есть связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемому слову надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое  главное имеет схожее звучание со словарным словом (Костя  в костюме; Катя на картине, Оля на портрете; вода на капусту кап-кап). Облегчает запоминание словарных слов и их тематическая группировка. Например, предлагаю такие темы: квартира, магазин, школа, огород, улица, экскурсия. Ученики в группах подбирают слова по темам, или выписывают их из рассказа, который диктует учитель. Уже с 1 класса учащиеся в группах исследуют слово по плану (пути решения орфографических задач): 
1. Слово (мои ассоциации);
2. Лексическое значение слова (по толковому словарю С.И. Ожегова);
3. Истоки слова (происхождение слова);
4. Однокоренные слова;
5. Загадки, пословицы и поговорки;
6. Рисунок слова (если возможно)
7. Поиск предложений  со словом с непроверяемым написанием (из художественных произведений).
Сегодня большое внимание уделяется групповым формам работы, которые формируют коммуникативные универсальные учебные действия, способствуют  формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга. Ученикам нравится такой вид работы, как групповой опрос для повторения и закрепления определённой темы, раздела. В каждой группе назначается консультант, который задаёт каждому члену своей группы вопрос по определённой теме. Остальные должны проанализировать ответ товарища и помочь ему, если он затрудняется. Опрос ведётся во всех группах одновременно. В конце опроса даётся задание на подбор слова на то или иное правило. 
 
Тема: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».
1. Написание, каких безударных гласных мы проверяем? (А, о, е, и, я)
2.  Какое слово является проверочным? Проверяемым? Какие слова являются однокоренными?
3. Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
4. Запиши слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова?
Очень часто можно встретить детей, которые с трудом  запоминают правила. Приём моделирования орфографического правила помогает как раз решить эту проблему. Создание схемы-опоры активизирует учебный процесс, решает проблему личностно-деятельностного подхода в обучении. Первоначально детям предлагаются готовые схемы-опоры,  в дальнейшем  ученик самостоятельно готов смоделировать новое понятие или внести коррективы в предложенные схемы. Перед учениками ставится учебная задача, для наблюдения предлагается  языковой материал, анализируя который, ученик затем с помощью символов  способен  сконструировать модель орфограммы. Создание таких схем возможно как индивидуально, так и в группах разного состава. Предлагая свою версию модели, ребёнок объясняет, каким образом он пришёл к такому выводу, а это один из путей развития связной речи. Дальше на уроке возможна работа по коррекции модели, применение её в других видах учебной деятельности: при сопоставлении, классификации. Совершение открытия,  самостоятельная выстроенная цепочка рассуждений – лучший способ «пропустить»  материал через сознание, а значит быстрее и прочнее запомнить. 
 
Тема «Разделительный мягкий знак». 
Материал для наблюдения: пальто, коньки, соловьи, ручьи, колья, деревья.
Карточки: кружки синего, зелёного, красного цветов, квадрат  с мягким  знаком.
Учащимся предлагается выполнить фонетический разбор слов цветными карандашами. Затем учащиеся выстраивают на парте схемы и рассказывают, где пишется мягкий знак как показатель мягкости, а где как  разделительный. На последующих уроках учащиеся вносят корректировку в модель: для наблюдения предлагается слово: вьёт, ружьё. Учащиеся ещё раз  подтверждают, что перед разделительным мягким знаком может стоять и твёрдый согласный звук (кружок перед мягким знаком может быть и синего, и зелёного цвета). Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать алгоритмы.  Таким образом, знако-символическое моделирование развивает образное мышление, позволяет разнообразить работу на уроке, активизирует познавательную деятельность учащихся,  повышает плотность урока, даёт возможность применять разнообразные формы контроля. Такая работа позволяет ребятам раньше познакомиться с правилами, с высокой точность находить и объяснять орфограммы. 
Важно  с первых уроков учить детей проводить рефлексию учебной  деятельности, это  помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
Такая деятельность изменяет отношение детей  к самому уроку. Продуманная организация работы даёт ученикам ощущение полноты проживаемой на уроках жизни. Замкнутые дети раскрепощаются, становятся увереннее.  Личная заинтересованность младшего школьника в получении результата поддерживает его самостоятельность и целеустремлённость,  упорство и настойчивость, помогает преодолевать по ходу дела трудности и проблемы. Дети в моём классе учатся с неподдельным интересом, отличаются не только активностью на уроке, но и большой самостоятельностью. Их знания прочны, они умеют применять их в нестандартных ситуациях. Они научились грамотно выражать свои мысли, четко формулировать предложения, заметно повысилась орфографическая зоркость, а высокая результативность, интерес и положительные эмоции учеников самое главное для учителя. Мои ученики всегда ждут уроки русского языка с нетерпением, «Учиться? Легко?» -  утверждают они, опровергая с помощью науки, устоявшиеся в обществе стереотипы.
 
Список  литературы:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010
2. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010
3. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20
4. Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50
5. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. «Русский язык. Пишем грамотно». - М: Эксмо, 2010.
Комментарии (1)
Nika # 3 сентября 2014 в 13:29 0
Благодарю за очень полезный материал!
Наш класс в контакте