Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

30 июля 2014 - Садовникова О.С.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса, подготовки учащегося к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.  Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса  и создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у  учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. 
Успешно формировать коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе  сюжетно-ролевой игры. В такой форме  коммуникативная задача  решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся. Общение в игре  протекает органично и естественно, командование и подчинение без принуждения, а   игровые типы отношений затем ученики переносят в жизнь. Важно помнить, что большую роль в этом процессе играет обучение таким приёмам и правилам общения, которые потом могут быть использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания.  А проигрывание одной и той же ситуации   несколько раз,  позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения, обсудить наиболее удачные, провести рефлексию своей деятельности.
 Вот некоторые примеры сюжетно-ролевых игр, которые можно использовать на любом этапе урока, вовлекая учеников в активную  творческую деятельность. 
Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое или будущее, путешествуют в определённой пространственной среде. Например, на уроках литературного чтения в 4 классе  на «машине времени» мы попадаем в XVII в Чудов монастырь,  где ученик в роли справщика Савватия поведает нам  об истоках возникновении древнерусской литературы и первых рукописных книгах.  В  увлекательной форме в Царском Селе проходит  поэтическое состязание А.С. Пушкина и В.А. Жуковского, где «поэты» с большим воодушевлением спорят, отстаивая каждый свою точку зрения по поводу предназначения литературных сказок.    На уроках окружающего мира мы путешествуем по природным зонам, летим к далёким звёздам, совершаем заочные  экскурсии в Диснейленд и т.д. Каждый раз перед игрой вместе с учениками мы намечаем наш  маршрут, придумываем остановки и  станции, заранее определяем роли участников  и составляем  фрагменты их бесед с людьми, которых мы «встретим» в путешествии. Для таких уроков возможности информационно-компьютерных технологий просто незаменимы.
Очень интересно проходит игра «Журналисты». Мы выбираем главного редактора журнала,  класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме урока, например, « Красная книга России». Задача учеников - журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». Конечно, первоначально учащихся  нужно  познакомить с правилами необходимыми для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной деятельности. Это, и что такое групповая работа,  и   какова её последовательность внутри каждой группы, и знакомство с заданием и  планирование работы, и распределение заданий внутри группы, выполнение и обсуждение их результатов.  Такая форма организации урока настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала,   его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Важно, чтобы в каждую группу входили  учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.
В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.
Моим ученикам  нравится такая игра как редактирование «Устного журнала». Интересно  прошёл обобщающий урок  в форме устного журнала по теме «А.Л. Барто – любимая детская писательница». Ребята распределились на пять  групп, и  самостоятельно подбирали материал к разделам журнала в соответствии со страницами её творчества («Я расту», «Невзгоды от погоды», «Этого забывать нельзя, «О взаимоотношениях с друзьями», «По всему земному шару»).  Учитывая возрастные особенности младших школьников, я пришла к выводу, что в целях пропаганды здорового образа жизни одним из лучших средств будет выпуск  устного журнала «Здоровье». В каждом периодическом издании есть свои постоянные рубрики, в которых из номера в номер помещается материал по определённой теме. Для нашего журнала по совету ребят мы выбрали следующие: «Закаливание», «Правильное питание», «Интервью», «Первая помощь», «Твоя рабочая неделя».  В содержание мы включали не только сведения общего характера, но и очень конкретные сообщения о том, каким образом одноклассники и известные учащимся взрослые люди стремятся сохранить своё здоровье. Уроки в такой форме требуют меньше времени на подготовку, здесь важно  научить учащихся находить новую информацию, критически оценивать относительно её пользы, передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде.  Поэтому  на таких уроках учащиеся  имеют возможность работать с различными источниками информации,  использовать  ресурсы Интернета.
«Угадай, кто я?» Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя, художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их одноклассник. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли,  но, ни в коем случае нельзя  делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.
«Продолжи сказку». Сочиняем сказку, а затем снимаем фильм – продолжение сказки. Заранее распределяем между детьми роли сценаристов, режиссёра, актёров и т.д. В процессе сочинения сказки, учащиеся могут предлагать новых действующих героев, поэтому развитие сюжета  в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.  И каждый свободен в выборе своей стратегии поведения, которая только изначально имела  установку на определённые ограничения, определяющие образ персонажа, которого предстоит играть, и правила игры. Такая  игра не только побуждает детей фантазировать, развивает речь, но и способствует формированию  культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.
«Почтальон». На уроках математики  выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами - номера домов. Почтальон берёт одно письмо, выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом  (ответ решённого примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.
Мой опыт убеждает меня, что сюжетно-ролевая игра – уникальная форма, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно. Она превращает учебный процесс в занимательную деятельность, её эмоциональность активизирует   все психические процессы  младшего школьник.   Игра  – неиссякаемый источник развития ребёнка, которая позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности,   только в ней возможны высшие достижения ученика, которые завтра станут его реальностью      
        
Литература:
1. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. - №10. – с.26-33
2. Под редакцией Ковалевой Г.С, Логиновой О.Б  Планируемые результаты начального общего образования. -  М:  «Просвещение», 2009. - 119с.
3. Под редакцией Григорьева Д.В.,Степанова П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: «Просвещение»,  2010. – 246с.
4. Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: репроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №1.- с.3 -11
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое на сайте
15 дней назад
29 сентября накануне Дня пожилого человека ученики 1А класса пригласили своих любимых бабушек и дедушек в гимназию, чтоб подарить им за
17 дней назад

Вся лента активности