Краеведческая мастерская как пространство проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях социального партнерства

26 марта 2021 - Садовникова О.С.

 Садовникова Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 городского округа Чехов
 
Аннотация. Автор статьи рассуждает о современных подходах к изучению краеведения, реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях социального партнерства. Приводятся методические рекомендации по организации комплекса мероприятий, направленных на всестороннее познание обучающимися исторического и культурного наследия родного края.
Ключевые слова: краеведческая мастерская, социальное партнёрство, проектно-исследовательская деятельность, культурное наследие, духовно-нравственные ценности, мотивация, самосовершенствование.
 
Local History Workshop as a perfect space for primary school pupils’ research activities in the context of social partnership
 
Sadovnikova Olga Sergeevna
 
 Primary School teacher
MBOU gymnasium No. 7 Chekhov
 
Abstarct. The author of the article reflects on the modern approaches to the study of local history, the integration of project and research activities of primary school pupils in the context of social partnership. The article provides methodological recommendations for organizing a set of activities aimed at pupils’ comprehensive perception of the historical and cultural heritage of the native land.
 
Keywords: local history workshop, social partnership, research activities, cultural heritage, moral values, motivation, self-development.
 
По инициативе Президента РФ В.В. Путина в Федеральный закон "Об образовании " от 31 июля 2020 г. внесены изменения по вопросам воспитания и создания в образовательной организации условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию. Воспитание настоящих граждан, патриотов своей Родины невозможно без изучения культурного наследия малой родины. Для того чтобы научить детей и взрослых гордиться богатством Отчизны, нужно прежде всего знать свой родной край, его историю, культуру, традиции, людей.  Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…», - писал А.С. Пушкин. 
Дети младшего школьного возраста характеризуются высокой познавательной активностью, любознательностью, стремлением узнать новое.  Именно в этот период детства происходит становление ребенка в новом статусе ученика, возникают новые виды деятельности, выстраивается его система отношений со взрослыми и сверстниками, коллективом, окружающим миром, формируются первые представления о малой родине, о том месте, где родился и живёшь [2].  Несомненно, изучение краеведения играет огромную воспитательную роль, ведь познавая малую родину, ребёнок не только расширяет кругозор и круг интересов, он учится её любить, гордиться красотой её природы, талантливыми людьми, следовательно, приобретает устойчивое желание самому заботиться и преображать свой край в будущем. 
Краеведческая работа наиболее эффективна, если организована как целостная система. Краеведческая мастерская – комплекс мероприятий, направленных на всестороннее познание родного края обучающимися, организованных под руководством учителя в урочной и внеурочной деятельности в условиях социального партнерства (рис 1).  Краеведческие интересы обучающихся формируются в урочной деятельности, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных мероприятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной актуальной проблеме. 
Цель – создание условий для духовного развития личности путем включения ее в многообразную деятельность по изучению родного края.
 
 
 
    
Рисунок 1. Педагогический комплекс (модель), направленный на всестороннее изучение родного края в условиях социального партнерства.
 
В начальной школе краеведение не существует как самостоятельная дисциплина, оно эффективно и продуктивно интегрируется с другими учебными предметами. Краеведческий компонент может быть  как элементом урока, так и составлять полное содержание всего урока. При отборе краеведческого материала важно придерживаться следующих критериев: доступность и научность информации возрасту обучающихся, историческая и культурная ценность событий для данного края, яркость и эмоциональная насыщенность фактов, возможность совершать наблюдения за окружающей действительностью, способность вызывать интерес к родным местам [1]. 
Рассмотрим несколько примеров из направлений работы учителя начальных классов в данной деятельности. Программа по литературное чтению авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной системы «Школа России» предполагает вводить в содержание уроков изучение произведений авторов родного края (таб.1).  Знакомство с творчеством поэтов М. Камшилина, Л. Куклевой, Л. Чудайкиной, А. Дьяченко и других, воспевающих в своих произведениях Лопасненскую землю.  Большой интерес у обучающихся вызывают произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки о животных, растениях местности, сказки, загадки, народные песни. Краеведческие интересы находят дальнейшее развитие в процессе внеурочных литературно-краеведческих занятий, становятся предметом исследований школьников. Например, анализируя произведения А. Барто, выясняется, что поэтесса была частой гостей в подмосковном городе Звенигород в детском доме для воспитанников, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны.  Изучив дополнительную литературу по данной теме, ребята узнали, что в течение 8 лет А. Барто вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека». Ежегодно гимназисты принимают участие в городском литературном конкурсе чтецов, посвященном памяти поэта М. Камшилина, сочиняют стихи и рассказы о родном крае.   
                                                                      Таблица 1
Примеры формирования краеведческих знаний по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение, 4 класс», система «Школа России»

Номер урока

Темы, реализующие краеведческий компонент

Акцент на формирование знаний и умений

 

Тема 1

Устное народное творчество

Различие видов устного народного творчества: большие и малые жанры. Составление загадок о животных и растениях родного края.

Тема 8

 

Обобщающий урок-игра по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Умение составлять рассказы об особенностях празднования традиций малой родины на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин).

Тема 9

Проект: «Создание календаря исторических событий».    

Составление летописи современных важных событий городского округа Чехов.

Тема 24

 

Жизнь и творчество А.П.Чехова

Знание о вкладе А.П. Чехова в развитие Лопасненского края.

Тема 25

 

А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

Поиск мудрых мыслей писателя из произведений и писем, написанных в   Мелиховский период его жизни.

Тема 83

Поэтический вечер по разделу «Родина».

Выразительное чтение произведений авторов нашего края, составление рассказа о богатой культуре, писателях и поэтах малой родины.

Тема 84

Проект «Они защищали Родину».

Знание стихотворений о военной поре наших земляков. Составление текста «Я горжусь своей Родиной», используя произведения и собственные мысли.

 
                                                                
Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является проектно-исследовательская деятельность. Изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней происходит через поиск и открытие. К. Д. Ушинский говорил, что «мир нельзя по-настоящему познать за партой. Как бы ни был красочен и увлекателен материал учебников, каким бы искусством ни обладал учитель, закономерности мировоззрения открываются, если ребёнок ощутит их в зримых, наглядных проявлениях». 
Наш город носит имя А.П. Чехова. Очень важно, чтобы дети и взрослые понимали, за что весь мир называет писателя гордостью России. Он сочинил более 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал около 4 с половиной тысяч писем. Многие произведения созданы в Мелихово, усадьбе близ старой Лопасни (ныне г. Чехов), где писатель провел 7 замечательных лет.
Для создания проекта о важности наследия писателя совместно с родителями была разработана программа мероприятий по вовлечению обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность в условиях социального партнерства с Государственным музеем-заповедником А.П. Чехова «Мелихово».  
Учитывая возрастные особенности младших школьников, образовательная деятельность предполагала как изучение теоретического материала, так и проведение тематических уроков с сотрудниками музея, обзорных экскурсий, интерактивных занятий, мастер-классов. Всё это поддерживает устойчивый интерес учащихся и познавательное отношение к краеведческому материалу. 
У гимназистов возникла идея реализовать проект в форме коротких передач, всем будет интересно посмотреть небольшие видеофильмы, рассказывающие об удивительных фактах из жизни писателя. 
 
Название проекта: «А.П. Чехов с нами - навсегда!». 
Цель: разработать сценарий цикла коротких передач о писателе и снять видеоролики в Государственном музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово».
 
Работа над сценарием для каждой передачи началась со сбора материала, поиска интересных фактов из жизни писателя, его увлечениях. Остановились на формате, сочетающим в себе портретно-личностную зарисовку, интервью и ток-шоу. В результате работы над проектом получилось 5 программ. Видеоролики размещены на сайте музея - усадьбы «Мелихово», их с интересом смотрят дети дошкольного и школьного возраста и, конечно, взрослые. 
Продолжением работы по изучению наследия великого писателя стало создание собственной настольной игры «Жизнь великих людей. А.П. Чехов», которую четвероклассники разработали на основе полученных знаний о жизни и творчестве писателя. Цель проекта: систематизировать и расширить знания обучающихся о вкладе А.П. Чехова в развитие Лопасненского края. 
Познавательный квест «Жизнь великих людей. А.П. Чехов» построен по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. По итогам прохождения заданий участники награждаются дипломами и сертификатами. Материал игры рассчитан на обучающихся начальных классов, но в ходе апробации был интересен обучающимся 5 и 6 классов. Чтобы расширить количество участников, создана виртуальная версия игры в формате веб-квеста с использованием ресурсов сети Интернет.  Данный веб-квест обладает особой ценностью, позволяет создавать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность на основе сотрудничества и предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме. Особую значимость эта работа обрела во время дистанционного обучения. 
Краеведческие проекты характеризуется оригинальностью идей, творческим подходом к исследованию, использованием широкого спектра первоисточников. У обучающихся появились возможности для изучения материалов, выходящих за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), из сети Интернет, так и бесценную информацию, полученную от сотрудников музея-заповедника «Мелихово». Материалы могут быть использованы в качестве демонстрационно-обучающего учебного материала в урочной и внеурочной деятельности, помогут обучающимся других школ узнать новое о писателе А.П. Чехове. 
Изучение краеведения в проектно-исследовательской деятельности воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем, закладывает основы познавательного интереса к изучению малой родины, способствует становлению таких духовных, моральных ценностей, как патриотизм, гражданственность, уважение к старшим, бережное отношение к культурному наследию и традициям, которые формируют личность гражданина, объединяют наше общество. 
 
Список литературы:
1. Галактионова С.А. Приобщение младших школьников к краеведению/ Галактионова С.А.// Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/07/26/priobshchenie-mladshih-shkolnikov-k-kraevedeniyu
2. Круглова Т. С. Краеведение в начальной школе: изучение как приключение/ Круглова Т.С.//Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76204.htm 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое на сайте
123 дня назад
Старт в науке 4
123 дня назад
Старт в науке 3
123 дня назад
Старт в науке 2

Вся лента активности