Правила в стихах

26 сентября 2017 - Садовникова О.С.

 -          Звуки  произносим,  слышим,

Ну  а  буквы  видим,  пишем.

-          Орфограмма  -  тайна  слова,

         Мы  открыть  её  готовы.

-          Слов  на  свете  нам  не  счесть,

В  каждом  слове  корень  есть.

Чтобы  грамотно  писать,

Надо  корень  выделять.

Из  корней  слова  растут,

Родственными  их  зовут.

-          Антонимы  -  слова  наоборот:

Идем  назад  -бежим  вперёд.

-          Синонимы  близки  между  собой:

Отважный  -  смелый,  юный  -  молодой.

-          Я  сейчас  вам  расскажу,

Как  слова  переношу.

Ру-ка,  гу-бы,  ще-ка,  зу-бы.

Здесь  порядок  очень  строгий:

Делим  все  слова  на  слоги,

Переносим  по  слогам.

А  теперь  попробуй  сам:

Стен-ка,  по-то-лок,

Тум-боч-ка,  цве-ток,

Один  слог  в  слове  рот  и  нос:

Здесь  не  нужен  перенос.

Букву  одну  нельзя  оставлять:

Будет  она  плакать,  рыдать.

И  ещё  не  забывай  -

От  слога  "й"  не  отрывай.

А  согласные  двойные

Будем  так  переносить:

Одна  -  здесь,  другая  -  там,

Мы  должны  их  разделить.

     -  Мы  предлоги  и  приставки

Различаем  так,  друзья:

Между  корнем  и  приставкой

Слово  вставить  нам  нельзя.

Между  предлогом  и  словом

Словечко  мы  вставить  готовы.

А  ещё  мы  помним  строго  -

У  глаголов  нет  предлогов.

Не  бывает,  без  сомненья, 

Приставок  у  местоимений.

 -  У  существительных  есть  окончанья  безударные.

В  них  буквы  И  и  Е  весьма  коварные.

Чтоб  их  правильно  писать,

Склоненье  надо  нам  узнать:

Если  первое (1 скл.) * -  тогда

Подставляем  мы  "река".

Во  втором склонении(2 скл.)*

"Е"  пишем  без  сомнения,

А  в  склоненьи третьем(3 скл.)* 

"И"  напишем,  дети.

-     В  безударных  личных  окончаниях

Все  глаголы  требуют  внимания.

Для  начала  надо,  без  сомнения,

Правильно  определить  спряжение:

Инфинитив  на  "ить"  -  спряжение  второе, (II спр.)*

А  к  первому  спряжению (I спр.)*  -  остальное.

Но  ещё,  к  большому  сожалению,

В  правиле  слова  есть  -  исключения:

1        спряжение  -  брить,  стелить.

2        спряжение  -  гнать,  дышать,

держать  и  видеть,  смотреть,  слышать,

ненавидеть,  и  обидеть,  и  вертеть,

и  зависеть,  и  терпеть.

                       Местоимение  "они"

                       Подставим  и  услышим:

                       "-ат,  -ят"  -  писать  мы  будем  "и"

                       "-ут,  -ют"  -  мы  "е"  напишем.

*- так мы будем сокращать и записывать в тетрадях.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.

Будут близкими слова.
С ударением в слогах,
Зимовать-проверим-зимы,
Зимний тоже подойдёт,
Речка, реки и речной.
Побегут вслед за рекой.
Ставь всегда без промедления

Нужный слог под ударение.
Подбирать учись слова
Для проверки ты всегда,
И не сделаешь ошибок
В данном слове никогда.

ТЕМА: Изменение глаголов по временам

Урок сегодня новый,
Глаголы изучаем,
И правило сегодня
Мы новое узнаем
Что делать? Как тут быть?
Не хочется незнающим
среди ребят прослыть.
И мы опять работаем,
Читаем, объясняем,
Пишем, смотрим, сравниваем.
И… запоминаем.

А в конце урока
Мы подведём итог:
Что сделали? Что делаем?
Что будем делать впрок?
И время настоящее
в прошедшее уйдёт
И в будущее снова всех нас поведёт.

ТЕМА: «Правописание корня в однокоренных словах»

СНЕГ

Снег кружится над землёй
Снежный берег, снежный дом,
Миллион снежинок
Собрались в перину.

Снеговик детвора
Быстро лепит у двора.
А снежок всё идёт
И никак не устаёт.

ТЕМА: Обозначение мягких согласных буквами Е, Ё, Ю, И, Я

Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.

Вы, конечно, угадали.
Мы согласие вам дали.
Мы согласны, что согласный
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е

За согласным вслед идёт.
Ну, а твёрдые, твердите,
Только твердостью тверды.

Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём,
Хоть за горы мы пойдём.

 

ТЕМА: Правописание суффиксов -очк -, -еньк-

Деточки: Светочки,
Оленьки, Поленьки,
Юрочки, Нюрочки,
Сашеньки, Машеньки -
Ласково мамы всех называют,
Весёлый венок из имён сплетают.
Все имена вы в тетрадь запишите
И важные суффиксы в них укажите.

ЗАГАДКА:

Что за дивная игрушка.
Эта странная избушка?
Без окошек и дверей,
Даже стенок нет у ней,
Только крыша да углы,
Ровно выстланы полы.
Всех пернатых приглашает.
И от голода спасает.  (Кормушка)

- Из каких слов можно составить ряд?

- По какому признаку?

Кормушка, игрушка, избушка.

ТЕМА: Перенос слов

Слоги, слоги, слоги, слоги
Побежали по дороге.. .
Вот канава впереди,
Как здесь прыгнуть, погляди.

Буквы в слове оглянулись
Как же быть?
И тут вернулись!
Надо в слоги становиться,
Только слогом норовить
Проскочить через канаву.

И чтоб буква не осталась,
Чтоб она не оторвалась
И вперёд не убежала
За канаву вдруг одна.

Только слоги не спешите
И разумно поступите:
Слогами всегда шагайте,
Прыгайте и убегайте.

Вам не скучно будет вместе
Проживать на новом месте.

ЧАСТИ СЛОВА

Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щелкать.

Сначала находим окончание,
Но это не конец всем стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.

Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!

Он за корнем только становится
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.

И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично!

ТЕМА: Имя существительное

ОХОТА

Однажды в студёную зимнюю пору,
А может, осенним деньком,
Охотник собрался с ружьём на охоту
Чтоб радость доставить тебе вечерком.

Вот белка по веткам летает проворно,
И хвост её огненный пляшет всегда…
Вот здесь наш охотник прицелился ловко,
И… щелкнул прицел объектива слегка.

Стрелял он и в белку, и в зайца пушистого,
И в волка, и в лисоньку ту золотистую,
В медведя колымского,
Оленя ветвистого,
В евражку и в дятла,
В кедровку на лиственнице.

Спешите быстрей,
Напишите скорей,
Кого же охотник убить не сумел?

Задания:

Выписать названия животных нашего края.

Выписать имена существительные.

Чему учит нас это стихотворение?

Беречь родную природу.

МЯГКИЙ ЗНАК

ТЕМА: Правописание “ь” знака на конце существительных женского рода после шипящих.

Я – умная буква
И знаю, когда
Должна я писаться у слова всегда.
Но крепко дружу я и с теми словами,
Где слышится шум
И шипенье с жужжанием.

Но только всегда ли должна я писаться?
Об этом вы сами подумайте, братцы!
Я помогу вам, а вы догадайтесь
И чистосердечно мне в этом признайтесь…
Кто же успел уже догадаться,
Где я пишусь, и, где, не должна я встречаться.

Учащиеся инсценируют правописание “ь” знака. К доске выходят несколько учащихся с записанными на карточках словами:

1 ученик с изображением “ь” знака на карточке на груди, подходит и дотрагивается до плеча тех, кто держит карточки со словами с “ь” знаком. Дети у слов открывают “ь” знак.

Дети делают вывод, в каких случаях мягкий знак нужно писать, а в каких нет.

ТЕМА: Парные согласные в корне слова.

Их ты встретишь в ленте букв.
Они там парами идут.
Ну а в слове по одной строго замечаем.
Звонкий слышим в них, глухой –
Мы это отмечаем.

Но писать их, верно сможем,
Правило узная.
В охапку шапку прихватив
Варежки с носками
Сапожки для Сережки,
Клюшку для Андрюшки.

И ну скорее все на пруд,
Где нас веселье, игры ждут.
Давайте будем помогать,
Где нашим буквам лучше встать?
Вы правило скажите,
Примеры приведите.

Задания перед чтением стихотворения:

1. Определить по содержанию стихотворения тему урока.

2. Как проверить парные согласные на конце и в середине слова?

Цель: Развивает орфографическую зоркость, память, логическое мышление, активизирует внимание.

 

СКАЗКА О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТЕМА: Члены предложения

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Им дадим мы важное задание,
За что получат они особое признание.
Например, дополнять сказуемое,
Если действие будет непредсказуемое.
Если как, почему и зачем
Нужно действовать в данный момент.
Дополнение требуется здесь,
И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя,
Как не старайся, всё будет зря,
Если знаешь, отныне какой
Будет порядок у слов непростой.
Так решались доказательно
Все вопросы обстоятельно.
Обстоятельства заставили,
Быстро по местам расставили.
Все слова на место встали
И значения приняли.
Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ

ТЕМА: Парные согласные на конце слова

(Фрагмент урока)

- А теперь послушайте сказку. О чем она?
Как она называется? Кто её написал?
Жили- были старик со старухой
У самого синего моря.
… Закинул как-то старик невод,
Пришел невод с рыбкой,
С непростой рыбкой, золотою.
И молвила рыбка человеческим голосом:
- Не губи меня, старче,
Отпусти меня в море,
Сослужу я тебе службу,
Выполню любую твою просьбу…
Поведал старик о такой небылице старухе.
Взбесилась старуха:
- Дурачина ты, простофиля,
Попроси у рыбки то…

(И думаете, что она у рыбки попросила?)

1. Без чего желуди не растут? (Без дуба)

2. Пусть отгадает то, без чего хлеб не родится. (Без колоса)

3. Пусть пошлет то, без чего растения летом засыхают. (Без дождя)

4. Выпроси у рыбки то, без чего люди за стол не садятся. (Без хлеба)

5. Пусть в моей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Старуха: Рыбка должна выполнить мои пожелания при одном условии: в словах-отгадках должны быть парные согласные на конце слова.

Учитель: Поможем рыбке? Многое зависит от нас с вами. Запишите слова так, чтобы отвечали на вопрос Что?

ЗАГАДКИ

ТЕМА: Правописание “ь” знака на конце существительных после шипящих

1. Живу я в норке, в поле,
Таскаю колоски.
А вот зимой приходится
Спасаться от лисы. (Мышь)

2. Он хорош и в дождь, и в бурю,
И от ветра он спасет.
Очень нужен в сырую погоду
Большому и маленькому народу. (Плащ)

3. На пушистых лапках
Она пришла на землю,
Укрыла черной шалью
И в звёздах запестрела.
Бесшумно опустилась
На мягкие подушки
И зашептала ласково
Сказочки на ушки.  (Ночь)

4. Мы построили его
У леса на опушке.
И в жаркий день,
И в сильный дождь
Он встретит нас радушно.  (Шалаш)

5. Она есть в каждом доме,
Без нее не обойтись нам никогда,
Потому что вкусную пищу
Помогает готовить она. (Печь)

6. Колосится золотая
В поле, у дороги,
Солнышком залитая,
Дождиком умытая,
Статная красавица
На всю землю славится.  (Рожь)

Задание:

1. Отгадать загадки, записать отгадки.

2. Объяснить написание Ь-знака на конце существительных после шипящих.

ЗАГАДКИ

Кто по лесу пробежал,
Поиграл ветвями?
Он нисколько не устал,
Испятнал поляну. (Заяц)

Она хвостом своим метет
Дороги и тропинки,
А если курицу крадёт,
Оставит лишь перинки. (Лиса)

Он любит мёд, пчел не боится,
Любитель всех лесных трущоб.
Поляна ягодная снится
Зимой средь крепких холодов. (Медведь)

Он роет землю,
День не видит,
В трудах и день и ночь всегда.
Трудягой люди называют,
В пример поставят иногда. (Крот)

Жи и Ши -
Ты не спеши,
С буквой И всегда пиши.
Ча и Ща,
Встречай, прощай—
С буквой А не забывай
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.

Правила в стихах                         

  1. Глаголы - исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

  1. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

  1. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

  1. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

  1. Правописание гласных после шипящих.   

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

  1. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова.
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

  1. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

  1. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9.Правописание парных согласных в середине и   конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10.Состав слова.

Приставка.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Корень.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

Суффикс.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

Окончание.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

  1. Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

  1. Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

  1. Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.                                                                                                                    

  1. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

  1. Три  склонения  имён  существительных.

Существительным  зовусь,
На  три  склонения  делюсь:
1 склонение – с  окончаньем – А  и  Я –
Рода  женского  и  мужского, друзья.
2 склонение – род  мужской  без  окончанья,
А  средний  род – О – Е – плавное  звучанье.
3 склонение – род  женский  с  Ь на  конце  всех  слов
Запомни -  это  правило  для  всех  учеников!

  1. Падежи.

Есть  шесть  братьев  падежей
Нет  на  свете  их  дружней.
Согласованно  живут
И  порядок  стерегут.

Именительный  падеж
Самый  главный  он  из  всех.
На  вопросы  кто? что? отвечает
Подлежащим  в  предложении  бывает.                                                                                  

А  теперь  падеж  родительный,
Он  не  менее  значительный.
Нет  кого? чего? – волнуется
И  с  предлогом  в  рифму  согласуется.
(Около,  с,  для,  без,  от,  из,  до,  у,  вокруг,  кроме, после.)

Дательный  падеж – добряк,
Всё  стремится  делать  так:
Дать  кому? чему? Быстрей –
По  к (а) – предлогов  нет  дружней!

Винительный  падеж  всегда  любуется,
Вижу  что? кого?  волнуется,
Через, в  и  на, за, про –
С  предлогом  согласуется  легко.

Творительный  падеж  вещает,
Гордиться  кем? И  чем?  решает.
Предлоги:  между,  с  и  над,  за,  под
Со  словами  дружбу  бережёт.

Предложный  вам  сулит  успех,
О  ком?  О  чём?  Он  думает  о   всех.
Предлоги  он  свои  не  забывает,
При,   в,   об,   о,   н

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!