Урок русского языка: «Что такое солнце?». 4 класс

3 июля 2014 - Садовникова О.С.

Цель:  подготовить к написанию сочинения - миниатюры,  используя эпитеты и сравнения, учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личное отношение к предмету, обогащать зрительно-образную память; развивать творческие способности  и речевую деятельности детей; создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;  воспитывать любовь к природе, дружбу,  уважение к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, тексты-помощники, рисунки, карточки с заданиями для групповой работы, конверты с пиктограммами.
  Ход урока.
1. Организационный  момент. Мотивация.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое чудо?  А чаще всего, где можно встретить чудо?
- Я хочу, чтобы девизом нашего урока стали такие слова: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».
- Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, текстами и в каждом из них попытаемся увидеть чудесное, и тогда в конце урока мы сможем назвать себя мудрыми!  
2. Языковая разминка. Актуализация знаний.
светит
греет
сияет
тепло
  • Прочитайте слова, что их объединяет? ( Солнце) 
  • А какое слово может быть лишним?   (Тепло – существительное, остальные – глаголы.)
  • Какие слова являются синонимами? (Светит, сияет)
  • Подберите антоним к слову греет? (Студит, холодит)
  • Подумайте, какую цифру вы вставите в окошко, обоснуйте ответ?

Светит- 2

Светит - ? (1 ударный слог)

Греет - ? (2 слога)

 Греет- 1

Сияет- 3

Сияет- 2

Тепло- 2

Тепло- 2

- «Пусть всегда будет солнце!» Эти слова -  из песни, которую  хорошо знаете и вы, и ваши родители. Действительно, всем хочется, чтобы  солнце светило всегда. 
  • Работа в парах. Соберите из слов пословицу «Что мне золото - светило бы солнышко». 
 - Ребята, почему солнце ласково называют «солнышко»?
- Как вы думаете, а сколько солнышек согревает нас своим теплом? (Одно)
- А многие люди считают, что солнышек  вокруг нас много и я думаю, что они правы.
3. Самоопределение к деятельности.
- На какие вопросы сегодня мы попытаемся дать ответы?
 1) Что такое солнце?
 2) Сколько солнышек вокруг нас? 
 - А где мы можем найти ответы на эти вопросы?  (Прочитать в книге, рассмотреть иллюстрации в учебнике). 
 4. Открытие нового знания. 
1)    - На уроках окружающего мира вы изучали тему «Солнечная система». Давайте  вспомним, что такое  солнце?  Кому сложно  можно воспользоваться текстом - помощником. 
Солнце.
                Солнце – это раскалённый газовый шар. Его диаметр больше земного в 109 раз. Энергия Солнца огромна. Один квадратный сантиметр его площади светит так же ярко, как 50 тысяч свечей. Каждую секунду наша планета получает от Солнца такое огромное количество энергии, которое даёт обычная электростанция при сжигании 40 миллионов тонн угля. А чтобы перевезти весь уголь на электростанцию, потребуется такая вереница грузовиков - тяжеловозов, что она обовьёт земной шар 3 раза!
Солнце дарит нам тепло, свет и жизнь, ничего не требуя взамен.        (Детская энциклопедия «Всё обо всём»).
-  Мы ответили на первый вопрос «Что такое Солнце?». 
 2) - А сейчас я вам предлагаю сочинить необычное пятистрочное стихотворение -  синквейн, которое мы посвятим Солнцу.  (По схеме дети подбирают слова)
Солнце.
Какое?      какое?
Что делает?   что делает?    что делает?
__________   ______    ________    ________.
________
Солнце.
Яркое, доброе.
Светит, греет, сияет.
Солнце дарит нам тепло.
Жизнь.
3)     Оказывается Солнце бывает разным.…
а) - Перед вами конверты с пиктограммами, выражающими различные чувства. Давайте рассмотрим фотографии и выразим, с помощью пиктограмм, настроение Солнца. Объясните ваш выбор. 
  (На доске последовательно вывешивается словарь урока)
   Словарь урока:  доброе, радостное, ласковое,  милое, весёлое, грустное, злое, испуганное.
  - На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? 
 - Вспомните, как  называются слова,  отвечающие  на вопросы какая?, какое?, какой?, какие?, которые называют характерные признаки предметов или явлений природы,  помогают автору образно и ярко описать их, а читателю лучше представить картину.  (Словарь урока -  эпитеты).
б) А теперь посмотрите на другие «солнышки» 
Хлеб, словно солнце, круглый и горячий.
Подсолнух, как солнце, жёлтый и яркий.
- Теперь вы догадались, о каких солнышках, я говорила. О предметах, которые можно сравнить с Солнцем, которые похожи на него. Мы сравниваем  два  предмета  на основе нахождение общих признаков. Сравнение вводится для того, чтобы ярче, нагляднее и образнее представить предметы и присоединяется  в предложении при помощи слов-помощников: как, словно, будто, точно. (Словарь урока – сравнение, как, словно, будто, точно).
5.Физкультминутка. 
  Солнышко покажись,
  Красное снарядись,
  Посвети поскорей
  Нас, ребят, обогрей.
 6. Первичное закрепление. (Работа в группах). 
 - Прочитайте текст, найдите предметы, которые мы также можем назвать «солнышком». (Рисунки предметов вывешиваются на доску).
  • Маленькое солнце на моей ладошке,-
               Белая ромашка на зелёной ножке.
               С белым ободочком жёлтые сердечки.
               Сколько на лугу их, сколько их у речки!
               Из ромашек белых вяжутся букеты.
              В глиняном кувшине, в банке или чашке
              Весело теснятся крупные ромашки.
                                                                    З.Александрова 
  • А вот какая история приключилась на одной полянке.…На ней однажды распустилось небольшое жёлтое солнышко на высоком стебельке.

Пробегал через полянку мышонок, увидел его, удивился:

- Какое красивое солнышко выросло! Пойду–ка я, позову моего лягушонка. Пусть и он полюбуется на новое солнышко.
Побежал мышонок лягушонка искать. Пока искал, ночь наступила. Только на другое утро нашёлся лягушонок. Прибежали они на зелёную полянку. Мышонок говорит: 
- Вот оно солнышко, на этом стебельке выросло. Смотри, какое жёлтое и красивое! 
- Да разве это солнышко? – расхохотался лягушонок. – По-моему, оно больше на луну похоже.                                                       Г.Цыферов
  • Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.                                                                                                                   Н.Сладков                                                                
  • Жёлтое солнышко

            По двору идёт.

            Жёлтое солнышко

           Зёрнышки клюёт. 

  • В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, добротой называется солнце, которое живёт в людях.      
                                                                                 Г.Цыферов
 - У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта.  Она  нужна и вам самим, и близким вам людям, и просто тем, кто вас окружает. Ваша любовь и помощь согревает как Солнце. Помните об этом. Когда вы добры сами, люди будут отвечать вам тем же. Какими тёплыми станут ваши отношения, потому что вы все будете согреты изнутри  чувством доброты.
- Какой второй вопрос мы ставили в начале урока? 
- Мы получили ответ на него?
-  Стоит только захотеть солнце можно разглядеть… (Апельсин, капля мёда, мячик, цыплёнок). 
   7. Самостоятельная работа. Написание сочинения – миниатюры. 
   - Сейчас вам предстоит написать  сочинение по готовому началу из 3-4 предложений  «Что такое солнце?».    Для того чтобы мы лучше представили предмет, используйте  эпитеты, сравнение. 
        Оказывается, солнышек на земле так много. Вот,  например, …
         Слово учителя.  Я расскажу  вам про своё солнышко. 
           Оказывается, солнышек на земле много. Вот, например, моя мама. Мама  согревает своим теплом  и  любит  так же,  как солнце. Когда она рядом у меня всегда хорошее настроение и мне хочется улыбаться.  
 Дети зачитывают свои сочинения. 
8. Рефлексия. 
  – Покажите солнышко, которое соответствует вашему настроению. (Пиктограмма)
   -  Как хорошо, что солнышек на земле так много. Как хорошо, что в каждом из вас живёт солнце, и вы можете дарить друг другу солнечные улыбки, делится добром, теплом, радостью и помогать друг другу.
Солнца много на земле,
Есть оно в тебе, во мне.
Солнце в нашем сердце светит,
Дарит нежность всем на свете.
Доброту, заботу, ласку,
Жизни радостную сказку.
Поделись его теплом
С другом, с мамой и отцом,
С птицей, зверем и со мной,
И со всей большой страной.
                  
9. Итог урока.
- Подходит к концу наш урок. А вы почувствовали себя на нём мудрыми? Что же чудесного вы увидели в обыкновенном уроке?
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Наш класс в контакте