Урок русского языка в 4 классе «Слова, слова, слова... Язык и стар и вечно нов!»

17 августа 2014 - Садовникова О.С.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К УРОКУ

 Цели урока: 

 личностные: 
  • развитие у обучающихся навыков сотрудничества,  нравственно - этическая ориентация, смыслообразование
  • развитие у младших школьников мотивов учебной деятельности; 
метапредметные:
  • овладение учениками способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея¬тельности, осуществлять взаимный контроль
предметные:
  • познакомить с понятиями историзмы и архаизмы, учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки для групповой работы, словарь В.И. Даля, демонстрационный материал.
 
Самоопределение  к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Я очень люблю свой город, свой класс, а еще я люблю слова.
Люблю различные слова, 
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда, 
И их значенья так туманны...
 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке русского языка? (О словах, о значениях слов).
 Какие у вас будут пожелания к нашему уроку? (Открыть новое знание)
Поработаем со словами.
 
 Языковая разминка.
1) Прочитайте слова: азбука, алфавит,  грамота, учить.
Значение всех слов понятно?
Что объединяет эти слова? (Все связаны тематически со школой)
Какое слово может быть лишним? (Учить — глагол)
Какие два слова являются синонимами? (Азбука и алфавит)
Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)
Задача- шутка, сколько в азбуке букв. (6)
Вместо вопросительного знака поставьте цифру и обоснуйте ответ.
        Азбука  - 3                                   Азбука - 6
        Алфавит  -  ? (3 слога)                 Алфавит - 7
       Грамота - 3                                 Грамота  - ? (7 букв)
        Учить  - 2                                        Учить  - 5
 
2) В это время 4 человека в группе составляют из слов пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодиться.)
Как вы понимаете смысл пословицы.
Эта пословица и будет девизом нашего урока.
 
Актуализация знаний.
—Ребята, мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.
1) Прочитайте текст (индивидуальная работа) «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил...»
Кто же это? (Филиппок из произведения Л.Н. Толстого)
Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. (Он жил почти 100 лет назад).
Что подчеркивает это? (Его одежда)
Назовите слова, обозначающие детали его одежды.
    На доске фиксируются слова: порты, лапти, тулуп, кушак.
—Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а  вместе с ними и слова, которые их обозначают).
Демонстрация лаптей 
— У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь — меняются слова.
—Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока: «Устаревшие слова».
Какую задачу вы ставите перед собой сегодня на уроке?
Какие устаревшие слова встретились в тексте еще? (Слобода, сени).
—Вам понятен смысл этих слов? (Для того чтобы понять, что обозначает слово поможет словарь)
А теперь давайте посмотрим, как объяснял слово слобода В.И. Даль, который создал «Толковый словарь живого великорусского языка». В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, внес в словарь за неделю до смерти. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля - это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа. (Хранители словаря читают толкование слова слобода).
 
Физкультминутка для глаз.
— Ребята, соотнесите букву с цветовым пятном, и вы узнаете устаревшее на¬звание предмета, в который складывали дорогие и ценные вещи, семейные ре¬ликвии, а доставали их оттуда в самые торжественные моменты. (Сундучок)

 

.      ٠

 

 ٠

 

 

 

 

    ٠

 

٠

٠

٠

 

 

 

 

 

 

А

У

К

Д

В

Е

Н

М

Н

Ж

У

К

С

П

Т

И

Н

К

 
—Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа.
Открытие новых знаний (исследовательская работа в группах). Каждой группе предлагается задание и план ответа. (Прочитать отрывок из произведения, определить автора, найти устаревшее слово, объяснить его  значе¬ние). Ответы детей иллюстрируются слайдами.
    1.     «На шестнадцатом году
        Повстречаешь ты беду
        В этом возрасте своем
        Руку ты веретеном
        Оцарапаешь, мой свет,
        И умрешь во цвете лет»  (В. Жуковский «Спящая царевна»)
 
2.  «Еду ловлю, их вода прибывает.
      Вижу один островок небольшой
      Зайцы на нем собрались гурьбой.
 
 С каждой минутой вода подбиралась
 К бедным зверькам, уж под ними осталось
 Меньше аршина земли в ширину». 
 (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
 
3. "Говорит Дадон, зевая —
      А?...Кто там?... Беда какая?
      Воевода говорит: 
     «Петушок опять кричит»". (А.С. Пушкин «Петушок золотой гребе¬шок»)
 
4.«Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.» (Русская народная сказка «Кот и Лиса»)
 
Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов. Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.
— А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова - синонимы. Это архаизмы.
2)Работа организуется в парах в течение 3-5 минут. Рассмотрите изображение человека, проследите на примере названий частей тела, как устаревшее слово заменяется словом синонимом. Запишите в тетрадь устаревшее слово и слово синоним. Очи - глаза, ланиты - щёки, уста - губы, выя - шея, перст - палец, чело - лоб.
В какой столбик вы отнесёте слова: град, кольчуга, рыбарь, вершок?
По мере обсуждения на доске появляется таблица.
                    

Историзмы

Архаизмы

Обозначают названия исчезнувших предметов.

Вместо них появились слова - синонимы

Аршин, гусли, кольчуга, вершок.

Очи, ланиты, уста, выя, перст, десница, шуйца.

 
Физкультминутка.
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклонитесь выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
Редактирование текста.
Нужно ли нам знать устаревшие слова?
Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузиться в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).
До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.
«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего — детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».
—К чему призывают вас древние писатели?
Словарь для справок::    дети,  ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота. Дети читают варианты текста.
Ребята, понял бы Филиппок эту речь? 
     Исценирование фрагмента.
 - Витя, привет! У меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows»  полетел. Что мне теперь делать?
Машенька, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера! (Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов)
Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?
Древний философ Гораций говорил: «Как из года в год леса меняют свои листья, старые опадают - так и слова, ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».
—Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул
и терминов, должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели. Меняется жизнь, меняются и слова.
Рефлексия учебной деятельности.
Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?
Где мы можем применить наши знания?
Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?
Оцените работу класса.
В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)
 Домашнее задание
Из книги для чтения выписать цитату с устаревшими словами, по желанию можно описать внешность мамы, используя устаревшие слова.
Закончить урок хочу такими строками:
Слова, слова, слова...
Всему названье дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
Л безымянных нету.
Слова, слова, слова...
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном мире — море слов —
Купаться ежечасно! 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое на сайте
15 дней назад
29 сентября накануне Дня пожилого человека ученики 1А класса пригласили своих любимых бабушек и дедушек в гимназию, чтоб подарить им за
17 дней назад

Вся лента активности