Конспект урока русского языка в 4 классе «Использование SMS - сообщений в нашей жизни».

20 октября 2016 - Садовникова О.С.

 Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. 

Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является

не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. 

                                                                                  А. И. Куприн
 
Уроки русского языка в начальной школе дают возможность развивать навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Наряду с умением правильно писать, эти уроки оказывают неизмеримое влияние на воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его неповторимой уникальности. Они способствуют пробуждению познавательного интереса к языку, позволяют увидеть лексическое богатство русской речи. В результате изучения русского языка, учащиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное к русскому языку, русский язык для учеников станет основой всего процесса обучения.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: организация исследовательской деятельности.
Личностные результаты урока: развитие мотивации к учебной деятельности и личностного смысла учения, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Планируемые результаты:
регулятивные:
формирования у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
коммуникативные:
развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной   деятельности, формирования умения использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
познавательные: 
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи; 
предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах грамотного оформления SMS – сообщений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся. 
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, Т. Г. Никитина «Молодёжный сленг. Толковый словарь», А.П. Крысин «Толковый словарь иностранных слов», демонстрационный материал.
 
Актуализация знаний и самоопределение к учебной деятельности.
Учитель: В 2015 году исполняется 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова, в честь которого получил своё название наш родной город Чехов.  Он долгое время жил в усадьбе Мелихово и на заработанные деньги от лечения больных, им было открыто почтовое отделение, сейчас - это Музей писем. А.П. Чехов любил писать письма и всегда говорил, что «не ответить на письмо -  всё равно, что не пожать протянутую руку…».  
Учитель: А вы пишите письма? Наверное, Деду Морозу с просьбами о подарках не раз отправляли? Ребята, с чего начинается письмо? На что нужно обратить внимание в конце письма? (Рассматривание писем от Деда Мороза).
Учитель: Только вот в последнее время почтальон с толстой сумкой на ремне является редким гостем, да и сумка его заметно легче стала. Потому что письма сейчас – редкость.  А как же тогда происходит ваше общение? (С помощью телефона, в социальных сетях).
Учитель: Я сегодня получила странное SMS-сообщение. («Пжласта, перезвоните мне на домашний, очнада»). Похож ли язык, используемый в сообщении, на тот язык, который призывали нас любить, изучать и беречь великие русские классики.
Учитель: Сформулируйте тему урока: «Использование   SMS-сообщений в нашей жизни». Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (Узнать, что такое SMS-сообщение, какие правила нужно соблюдать при их написании, научиться их писать). 
Учитель: Составим план работы.  Перед вами этапы урока, восстановите последовательность этапов урока в правильном порядке. (1.Что такое SMS - сообщение. 2.Правила написания. 3.Исследовательская работа. 4.Творческое задание).
Слово учителя
Учитель: В Англо-русском словаре компьютерных терминов так даётся толкование слова SMS —технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью телефона.  
В последнее время на улице, в общественном транспорте можно встретить людей, нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Оказываются они набирают не цифры, а буквы. Сегодня SMS - сообщение просто незаменимая вещь. Каждую секунду владельцы сотовых телефонов во всем мире отправляют около 200 тысяч сообщений, у нас в России только за одну новогоднюю ночь отправлено в 2015г. – 970 миллионов. Из статистики видно, насколько привычными стали для нас SMS-сообщения. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни.
На что похоже SMS – на письмо. Одно из трёх лексических значений слова «письмо», данное в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова - «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». Это тоже письмо - только короткое, поэтому при его написании мы должны пользоваться теми же правилами. Какое правил вам уже рекомендовал А.П. Чехов? (Отвечать на письма).
 
Интересные факты.
Учитель: Каждой группе необходимо прочитать статью из энциклопедии. Игра «Три предложения». Передайте содержание рассказа тремя предложениями. Главное условие этой игры – краткость и точность.            
Первое SMS - сообщение было отправлено в Англии в 1992 году с персонального компьютера на сотовый телефон инженером Нейлом Пэпуорс. Сообщение содержало короткое поздравление с наступающим Рождеством. Затем на некоторое время про это сообщение забыли, и только в 2000 году в Европе сотовыми компаниями была введена услуга SMS - сообщений.  Так на свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру. 
Лидером из стран, отправляющих SMS - сообщения, являются США.  Для жителей этой страны 1500 сообщений в месяц - нормальное количество.  Более того, в некоторых штатах подростки отправляют до 3000 сообщений в месяц. Кстати девочки набирают текст чаще, чем мальчики. Некоторые школы серьёзно задумываются о запрете мобильных телефонов.
Самое распространенное применение SMS - доставка различной информации на мобильный телефон: личные сообщения, котировки ценных бумаг, новости, погода, анекдоты, фотографии. Нужно помнить, что сообщения могут приносить не только пользу, но и вред. Всем известно, что злоумышленники могут обмануть человека, выманивая у пользователей мобильной связи не только деньги, но и важную информацию. Если вы получаете такое сообщение, обратите внимание, по этикету, не следует отсылать SMS незнакомым людям в позднее время, и, отправляя сообщение, незнакомый человек должен представиться.
 
О каких правилах написания говорится в тексте?
Учитель: Какой вред могут принести SMS-сообщения?  Сейчас даже пришлось органам полиции выпустить специальный ролик, предупреждающий людей об опасности. (Просмотр видеоролика « Телефонное мошенничество»)
 
Учитель: Минусы мы перечислили, а главный плюс. (SMS-сообщения позволяют отправить или получить максимум информации за короткий промежуток времени). Скорость отправления влияет на правила правописания. 
 
Исследовательская работа в группах.
Учитель: Сейчас мы проведём исследование.  Каждой группе предлагается задание, инструкция для работы. Вспомним правила работы в группе. 
Прочитайте предложения, выполните работу над ошибками, укажите группы ошибок, допущенных в SMS-сообщениях.
1. дарова, как жись?
2. Скажи, пжалста, чё задали по математике, а то у меня комп неработает.
3. Катя пойдёш гулять 
Учитель: Какие ошибок вы отметили. (Сокращение и искажение слов, пропуск гласных букв, знаков препинания, оформление предложения на письме, орфографические ошибки). Оцените результаты своей работы в группе. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе? 
Учитель: Можно ли считать эту речь - речью культурного человека.
Речь является визитной карточкой человека. «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она «затягивает». С изменением нашей речи, богатства языка, утрачиваются и лучшие качества: радость, сопереживание. И чтобы этого не произошло, мы с вами должны заботиться о нашем родном русском языке и не попадать под влияние других. Как каждый из вас сможет не попадать под влияние? (Отвечать грамотно. Мы должны применять на практике те знания, которые получаем на уроках русского языка. Написание SMS - сообщение даёт возможность потренироваться в грамотном правописании. Отправляя очередное SMS, можно проверить, как свои знания русского языка, так и показать себя с лучшей стороны в обществе друзей и знакомых).  Но так бывает не всегда.
Учитель: В последнее время родители бьют тревогу, увидев переписку своих детей. Послушайте   диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их.
- Превед!
- Здрасть.
- Как делы? 
- Норм
- Чво делаеш?
- В комп рубаюсь
- а ты чо?
-  Я тока начала матешу. 
-  Ща родоки придут, комп выкл надо.
- Лан поки
-  Досвидос!
Учитель: Сейчас даже придумали для родителей специальные «Словари SMS - сообщений», которые переводят слово с «русского на русский». В них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций. синонимы можно подобрать из толкового словаря Т.Г. Никитиной «Молодёжный сленг».
Учитель: Составьте и запишите диалог в соответствии с правилами русского языка, синонимы можно подобрать из толкового словаря Т.Г. Никитиной «Молодёжный сленг». 
Учитель: Если вы будете употреблять правильные слова, ваша мысль будет понята, а использование вежливых слов просто необходимо. Ученые выяснили, что сказанные слова приветствия, начиная беседу, могут существенно повлиять на то, как будет впоследствии развиваться общение. Подчеркните красным цветом слова, которые мы будем и должны использовать при написании SMS.
 
Индивидуальная работа.  
Установите соответствие слов.
пжласта, пжл                                                спокойной ночи                                
пасиба, спс, псип                                          до свидания
здрасте                                                           пожалуйста
досвидос                                                        спасибо
споки ноки                                                    здравствуйте
Учитель: Чтобы выразить свои чувства, ещё мы используем смайлики. «Смайликов» - сотни. Они оживляют письмо. Но помните – нельзя ими перегружать письмо, оно потеряет информативность. Переусердствуете - останетесь непонятым. Всегда ли правильно использовать смайлик? (Если вы хорошо знаете адресата). 
Учитель: Прежде чем мы с вами приступим к творческому заданию, повторим      правила написания   SMS – сообщений, о которых мы сегодня говорили на уроке.
Тест «Правила написания SMS - сообщений».
   Если вы согласны с утверждением поставьте плюс, если нет – минус.
 1. SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
 2. Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
 3. Правильно использовать смайлик в сообщении к незнакомому человеку.
 4. Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания. 
 5. Можно сокращать слова, пропускать буквы. 
 6. В конце сообщения надо написать своё имя.
 7. SMS - сообщение не принято отправлять незнакомым людям в позднее время суток
8. Необходимо сначала перечитать своё сообщение, проверить ошибки, а затем отправлять.
Соотнесите свои ответы, с правильными, выберите из конверта тот смайлик, который соответствует вашему результату.
 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

-

+

-

+

+

+

 

 Творческое задание.
 
Учитель: Назовите ключевые слова по теме урока. (SMS–сообщение, правила, знаки препинания, русский язык, бережное отношение, сокращения, смайлики).
Учитель: Теперь, каждый из вас должен попробовать написать текст SMS- сообщения по теме урока своему другу, используя правила, которые вы знаете. Я хочу вам напомнить ещё раз, отравляя SMS, думайте не только над содержанием, но и над грамотностью! Грамотность, является основным требованием, предъявляемым обществом к современному молодому человеку. (Зачитывание работ учащихся). 
 
Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Какую цель мы поставили перед собой сегодня? Удалось нам достичь поставленной цели? Какие знания вам пригодятся в жизни? Оцените работу класса.
Оцените свою работу на уроке, использую начало предложения
Сегодня на уроке…
 я научился…
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания …
Учитель: Вроде бы такая простая вещь –   SMS - сообщение. Но сколько всего нужно знать, чтобы адресат вас понял. В этих правилах, о которых мы говорили сегодня, нет ничего сложного, они продиктованы нормами поведения, признаками хорошего тона, составляют основу вашей культуры, то есть умения правильно общаться. Написанный вами текст – это ваше лицо. Если вы хотите быть человеком, с которым интересно и хочется общаться, чтобы к вашему сообщению отнеслись серьезно, в конце концов, просто его прочитали, пишите правильные и интересные письма.
А. П. Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...», мы продолжим его слова и речь.
 
Цените, уважайте, берегите нашу речь!
Читайте книги, слушайте друг друга!
Давайте будем наш язык беречь!
Родной язык — нет лучше в мире друга!
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Наш класс в контакте