Урок русского языка:«Правописание безударных гласных в корне слова». 3 класс

6 июня 2014 - Садовникова О.С.

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока: 

  • личностные: мотивация учебной деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • метапредметные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; задавать вопросы, осуществлять поиск необходимой информации, итоговый и пошаговый контроль по результату; 
  •  предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 
Оборудование: презентация к уроку Power Point,  индивидуальные карточки с заданиями, аудиозапись голосов птиц, листы для групповой работы, карточки со словарём урока, рассказ К. Паустовского «Первый снег».
 
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности.  
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
- Читаем хором девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех».
- А каких успехов мы можем добиться по русскому языку.  (Мы научимся грамотно и красиво писать предложения, тексты, выучим словарные слова).
- Изучение  русского языка  - это великое дело. Поэтому на уроках русского языка мы говорим, читаем, пишем, слушаем, используем в работе все виды речевой деятельности. 
- Послушайте странный спор и определите, кому принадлежат слова. (Звучит аудиозапись) 
Ну-ка, тучи дождевые,                                                                                                                        
Вновь летите погулять!
Ну-ка, лужи, заблестите
На сырой земле опять!
Пусть пучки травы увядшей
Снова ветер погоняет,
     И оставшиеся листья,
     Пусть с деревьев посрывает!
Нет, теперь уж я по небу
Тучу снежную пущу.
Всё укрою белым снегом,
Лужи льдом я замощу!
После пусть в остывшем небе
Солнце ярко заиграет,
Под лучом его холодным
Иней кружевом сверкает!
- Это Зима и Осень. (Рисунки девушек, символизирующих времена года).
 - Из-за чего они ведут спор? (Одна не хочет уступать место другой).
Запись в тетрадь пословицы « В ноябре зима с осенью борются».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Наступает время, когда убывают дни, прибавляются ночи. Входят в силу короткие утренники, крепчают заморозки. Снег вперемешку  с грязью. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, а днём от пробившихся солнечных лучей он тает.  Ночью зима,  а днём  осень) . 
- Ноябрь – месяц слякоти и пороши,  за лёгкие первые заморозки его называют полузимник.  ( На доску вывешиваются карточки со словами: ноябрь, полузимник).
- Сегодня на уроке мы полюбуемся  противоборством Осени и Зимы, а также встретимся с законами орфографии и попытаемся  доказать знание этих законов.
 
II. Словарная работа.
- Хорошо бы нам сопутствовали сегодня солнечные безветренные дни. Такие дни раньше назывались погода. А когда шёл дождь, мела метель, то говорили на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.
Запись слов погода -  непогода в тетрадь, определение безударных гласных. (Если слово с непроверяемой безударной гласной - проверяем его по орфографическому словарю). 
     - Какие слова однокоренные данным спрятались в схемах.
   - Какой процесс можно наблюдать в корне слова? (Чередование согласных г//ж)
 
III. Актуализация знаний. (Фонограмма звуков ветра)
- Да, ноябрь то погода, то непогода. Никак Осень не хочет сдавать свои позиции, и Зима ей не уступает, напирает всё сильней. Взяла да и напустила ветров холодных на деревья, сорвали они последние листья и разбросали их по полям. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали. ( Два человека около доски прикрепляют листья, на которых написаны слова к своему дереву)
Дуб (дубрава, дубина, дубовый, поддубник).
Осина (осинник, осинка, подосиновик, осы).
- Составьте теоретические вопросы по теме задания. 
1. Что такое корень?  
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Какое слово лишнее?
- Ребята, запомните у дуба и осины самый поздний листопад.
 
IV. Введение в тему урока.
- Прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Сн…жок,  л…сток,  з…мля,  в..тер. (Ветер,  так как это словарное слово.  А остальные слова с проверяемой безударной гласной в корне слова).
- Как вы определили? ( Поставили ударение, подобрали проверочное слово).
- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных гласных в корне слова).
- Какую цель вы ставите сегодня перед собой. ( Закрепить знания в правописании слов с этой орфограммой).
- Написание, каких безударных гласных мы проверяем? (А, о, е, и, я)
- Какое слово является проверочным?
- Какими двумя способами можно проверить безударный гласный звук в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором безударный звук будет находиться под ударением, изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение).
- Приведите примеры (Грибной – гриб, река - реки).
- По какому алгоритму мы проверяем безударные гласные?
Работа в парах. Расставьте в правильной последовательности действия алгоритма и проговорите его друг другу в парах. Запишите слова снежок, земля, листок, пользуясь алгоритмом.

 

Прочитайте слово

 

Подчеркнуть безударную гласную

 

Подобрать проверочное слово

 

Поставить ударение

 

Обозначить орфограмму

 

Выделить корень

 

Написать слово

- Составьте предложение с этими словами. (Белый снег покрывает опавшие листья).
- В ноябре от частых дождей гниют листья. За это ноябрь и получил название – листогной. А за груды замёрзшей земли его в старину называли грудень. ( Карточки со словами листогной и грудень вывешиваются на доску).
 
VI. Физкультминутка.
На дворе у нас мороз.
С неба падают снежинки,                       
Как на сказочной картинке.                    .
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                      
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем  
И к себе приходим в дом. 
 
VII. Самостоятельная работа по вариантам, взаимопроверка.
- Погрелись, хорошо нам, а Зиме это не нравится, всё наперекор делает. Тучи нагоняет, облака посылает, ветры зазывает, снежинками землю засыпает.  Рассматривание фотографий природы, изображающей первый снег. 
 - Каждый писатель описывает красоту первого снега по-своему. К. Паустовский в рассказе «Первый снег» писал: «Первый снег к лицу земле. Земля была нарядная,  похожая на застенчивую невесту…».
- А теперь сравните первый снег, каким его увидел и запечатлел  художник А. Пластов  на картине «Первый снег». Все рады первому снегу. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми и  протянуть руки к падающим хлопьям снега.
 - А Зима да Осень всё ссорятся. Одна другой уступать не желает. 
Игра «Наоборот»
- Подберите к слову антоним с безударной гласной в корне слова и обозначьте орфограмму.
I вариант Осень                                                                                     II вариант Зима   

близко

далеко

хороший

плохой

светло

темно

прямой

кривой

начало

конец

- Ух, и разозлилась Зима на вас. Взяла и заморозила слова. Ваша задача прочитать и составить из них предложение.

[з' э´ м  л' у ], [в´й' у ´ г а ] [з а м' и л а ´] [ б' э´ л а й' а ] [ с н' и ш к о´ м ]

- Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.  (Белая вьюга замела землю снежком).

- Подберите синонимы к слову вьюга. (Метель, пурга, пороша). Какой словарь поможет нам справиться с заданием?  (Словарь синонимов). 

- Как только начинается вьюга,  утихают птичьи голоса. Вокруг тишина…

VIII. Групповая работа. 

Дописать в тексте названия птиц. Вставить пропущенные буквы.

Трудно приходится птицам з…мой. Возле д…мов чирикают, дерутся, суетятся (…). На заборе вертят г…л…вами, к…чают хв…стами и тр..щат длиннохвостые (…).  Красногрудые (…) прил…тают к нам с первым снегом покл…вать рябины. Всю ночь л…тают, мышей себе из-под снега добывают ( …).  (…) – единственные пт…цы, которые з…мой выводят пт…нцов.

П…м…гите  п…рнатым  друзьям  х…л…дной  з…мой!

- Рассмотрите фотографии птиц. Как мы можем им помочь? (Фонограмма пения птиц)

- В каких словах безударную гласную нужно запомнить? ( Сорока, воробьи.)

- А в каких словах можно проверить? ( Снегирь, сова, клесты).

- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Дятел, ворона, свиристель).

- Птица свиристель получила своё название за звуки, которые она издаёт: «Свири-свири-свири».  (Прослушивание пения птицы).

IX. Игра «Дальше, дальше, дальше…».

- А теперь внимание, устроим соревнование. Чей ряд запишет как можно больше фамилий, образованных от названий птиц. Каждый ряд получает лист бумаги. Один ученик написал слово и передаёт его другому и так по «цепочке». 

X. Творческая работа. 

- Как нам не жалко тёплых дней, но совсем скоро наступит настоящая зима. Недаром говорят: «Ноябрь – ворота зимы». 

-  Предлагаю вам интересную и необычную работу. Давайте сами займёмся насыщением текста орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Не будем больше бояться безударной гласной, а наоборот пригласим её в слова, которые мы подберём в текст. 

- Прочитайте текст. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. 

Наступает зима. Пушистым ковром ляжет снег на поле и холм. В лесу заметёт тропы. Тихо кругом. Только белые совы ухают в чаще леса. 

- Поработаем с первым предложением. Подберём слова на наше правило.

 ( Наступает (приближается, надвигается) (холодная) зима). 

Самостоятельная запись текста. Обсуждение новых текстов.

XI. Итог. Рефлексия.

- Сформулируйте тему урока. Какие цели ставили, выполнили? 

- Как не ошибиться в написании слов с безударной гласной?

 - На уроке мы читали, говорили, слушали, писали, а это значит, что каждый из нас стал лучше знать родной русский язык, и мы добились пусть небольшого, но все же успеха. 

- Какие слова вы услышали в первый раз? 

 - Какой момент показался вам грустным?

- Как вы считаетё, кто  выиграл спор Осень или Зима? ( Каждое время года по-своему красиво. Но приходит время Осени прощаться с нами до следующего года, а пока будет царствовать её величество Зима ).

С приходом осени листва вся пожелтеет,

Деревья с грустью будут, молча зиму ждать.

 И всё вокруг в густом тумане побелеет,

Природа тихо будет осень провожать.

Дожди уступят своё место белым вьюгам,

Мороз рисунками украсит все дома.

Холодный ветер станет снегу вольным другом,

И вместо осени наступит вдруг зима. 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!