Урок русского языка:«Правописание безударных гласных в корне слова». 3 класс

6 июня 2014 - Садовникова О.С.

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока: 

  • личностные: мотивация учебной деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • метапредметные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; задавать вопросы, осуществлять поиск необходимой информации, итоговый и пошаговый контроль по результату; 
  •  предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 
Оборудование: презентация к уроку Power Point,  индивидуальные карточки с заданиями, аудиозапись голосов птиц, листы для групповой работы, карточки со словарём урока, рассказ К. Паустовского «Первый снег».
 
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности.  
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
- Читаем хором девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех».
- А каких успехов мы можем добиться по русскому языку.  (Мы научимся грамотно и красиво писать предложения, тексты, выучим словарные слова).
- Изучение  русского языка  - это великое дело. Поэтому на уроках русского языка мы говорим, читаем, пишем, слушаем, используем в работе все виды речевой деятельности. 
- Послушайте странный спор и определите, кому принадлежат слова. (Звучит аудиозапись) 
Ну-ка, тучи дождевые,                                                                                                                        
Вновь летите погулять!
Ну-ка, лужи, заблестите
На сырой земле опять!
Пусть пучки травы увядшей
Снова ветер погоняет,
     И оставшиеся листья,
     Пусть с деревьев посрывает!
Нет, теперь уж я по небу
Тучу снежную пущу.
Всё укрою белым снегом,
Лужи льдом я замощу!
После пусть в остывшем небе
Солнце ярко заиграет,
Под лучом его холодным
Иней кружевом сверкает!
- Это Зима и Осень. (Рисунки девушек, символизирующих времена года).
 - Из-за чего они ведут спор? (Одна не хочет уступать место другой).
Запись в тетрадь пословицы « В ноябре зима с осенью борются».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Наступает время, когда убывают дни, прибавляются ночи. Входят в силу короткие утренники, крепчают заморозки. Снег вперемешку  с грязью. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, а днём от пробившихся солнечных лучей он тает.  Ночью зима,  а днём  осень) . 
- Ноябрь – месяц слякоти и пороши,  за лёгкие первые заморозки его называют полузимник.  ( На доску вывешиваются карточки со словами: ноябрь, полузимник).
- Сегодня на уроке мы полюбуемся  противоборством Осени и Зимы, а также встретимся с законами орфографии и попытаемся  доказать знание этих законов.
 
II. Словарная работа.
- Хорошо бы нам сопутствовали сегодня солнечные безветренные дни. Такие дни раньше назывались погода. А когда шёл дождь, мела метель, то говорили на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.
Запись слов погода -  непогода в тетрадь, определение безударных гласных. (Если слово с непроверяемой безударной гласной - проверяем его по орфографическому словарю). 
     - Какие слова однокоренные данным спрятались в схемах.
   - Какой процесс можно наблюдать в корне слова? (Чередование согласных г//ж)
 
III. Актуализация знаний. (Фонограмма звуков ветра)
- Да, ноябрь то погода, то непогода. Никак Осень не хочет сдавать свои позиции, и Зима ей не уступает, напирает всё сильней. Взяла да и напустила ветров холодных на деревья, сорвали они последние листья и разбросали их по полям. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали. ( Два человека около доски прикрепляют листья, на которых написаны слова к своему дереву)
Дуб (дубрава, дубина, дубовый, поддубник).
Осина (осинник, осинка, подосиновик, осы).
- Составьте теоретические вопросы по теме задания. 
1. Что такое корень?  
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Какое слово лишнее?
- Ребята, запомните у дуба и осины самый поздний листопад.
 
IV. Введение в тему урока.
- Прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Сн…жок,  л…сток,  з…мля,  в..тер. (Ветер,  так как это словарное слово.  А остальные слова с проверяемой безударной гласной в корне слова).
- Как вы определили? ( Поставили ударение, подобрали проверочное слово).
- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных гласных в корне слова).
- Какую цель вы ставите сегодня перед собой. ( Закрепить знания в правописании слов с этой орфограммой).
- Написание, каких безударных гласных мы проверяем? (А, о, е, и, я)
- Какое слово является проверочным?
- Какими двумя способами можно проверить безударный гласный звук в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором безударный звук будет находиться под ударением, изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение).
- Приведите примеры (Грибной – гриб, река - реки).
- По какому алгоритму мы проверяем безударные гласные?
Работа в парах. Расставьте в правильной последовательности действия алгоритма и проговорите его друг другу в парах. Запишите слова снежок, земля, листок, пользуясь алгоритмом.

 

Прочитайте слово

 

Подчеркнуть безударную гласную

 

Подобрать проверочное слово

 

Поставить ударение

 

Обозначить орфограмму

 

Выделить корень

 

Написать слово

- Составьте предложение с этими словами. (Белый снег покрывает опавшие листья).
- В ноябре от частых дождей гниют листья. За это ноябрь и получил название – листогной. А за груды замёрзшей земли его в старину называли грудень. ( Карточки со словами листогной и грудень вывешиваются на доску).
 
VI. Физкультминутка.
На дворе у нас мороз.
С неба падают снежинки,                       
Как на сказочной картинке.                    .
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                      
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем  
И к себе приходим в дом. 
 
VII. Самостоятельная работа по вариантам, взаимопроверка.
- Погрелись, хорошо нам, а Зиме это не нравится, всё наперекор делает. Тучи нагоняет, облака посылает, ветры зазывает, снежинками землю засыпает.  Рассматривание фотографий природы, изображающей первый снег. 
 - Каждый писатель описывает красоту первого снега по-своему. К. Паустовский в рассказе «Первый снег» писал: «Первый снег к лицу земле. Земля была нарядная,  похожая на застенчивую невесту…».
- А теперь сравните первый снег, каким его увидел и запечатлел  художник А. Пластов  на картине «Первый снег». Все рады первому снегу. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми и  протянуть руки к падающим хлопьям снега.
 - А Зима да Осень всё ссорятся. Одна другой уступать не желает. 
Игра «Наоборот»
- Подберите к слову антоним с безударной гласной в корне слова и обозначьте орфограмму.
I вариант Осень                                                                                     II вариант Зима   

близко

далеко

хороший

плохой

светло

темно

прямой

кривой

начало

конец

- Ух, и разозлилась Зима на вас. Взяла и заморозила слова. Ваша задача прочитать и составить из них предложение.

[з' э´ м  л' у ], [в´й' у ´ г а ] [з а м' и л а ´] [ б' э´ л а й' а ] [ с н' и ш к о´ м ]

- Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.  (Белая вьюга замела землю снежком).

- Подберите синонимы к слову вьюга. (Метель, пурга, пороша). Какой словарь поможет нам справиться с заданием?  (Словарь синонимов). 

- Как только начинается вьюга,  утихают птичьи голоса. Вокруг тишина…

VIII. Групповая работа. 

Дописать в тексте названия птиц. Вставить пропущенные буквы.

Трудно приходится птицам з…мой. Возле д…мов чирикают, дерутся, суетятся (…). На заборе вертят г…л…вами, к…чают хв…стами и тр..щат длиннохвостые (…).  Красногрудые (…) прил…тают к нам с первым снегом покл…вать рябины. Всю ночь л…тают, мышей себе из-под снега добывают ( …).  (…) – единственные пт…цы, которые з…мой выводят пт…нцов.

П…м…гите  п…рнатым  друзьям  х…л…дной  з…мой!

- Рассмотрите фотографии птиц. Как мы можем им помочь? (Фонограмма пения птиц)

- В каких словах безударную гласную нужно запомнить? ( Сорока, воробьи.)

- А в каких словах можно проверить? ( Снегирь, сова, клесты).

- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Дятел, ворона, свиристель).

- Птица свиристель получила своё название за звуки, которые она издаёт: «Свири-свири-свири».  (Прослушивание пения птицы).

IX. Игра «Дальше, дальше, дальше…».

- А теперь внимание, устроим соревнование. Чей ряд запишет как можно больше фамилий, образованных от названий птиц. Каждый ряд получает лист бумаги. Один ученик написал слово и передаёт его другому и так по «цепочке». 

X. Творческая работа. 

- Как нам не жалко тёплых дней, но совсем скоро наступит настоящая зима. Недаром говорят: «Ноябрь – ворота зимы». 

-  Предлагаю вам интересную и необычную работу. Давайте сами займёмся насыщением текста орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Не будем больше бояться безударной гласной, а наоборот пригласим её в слова, которые мы подберём в текст. 

- Прочитайте текст. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. 

Наступает зима. Пушистым ковром ляжет снег на поле и холм. В лесу заметёт тропы. Тихо кругом. Только белые совы ухают в чаще леса. 

- Поработаем с первым предложением. Подберём слова на наше правило.

 ( Наступает (приближается, надвигается) (холодная) зима). 

Самостоятельная запись текста. Обсуждение новых текстов.

XI. Итог. Рефлексия.

- Сформулируйте тему урока. Какие цели ставили, выполнили? 

- Как не ошибиться в написании слов с безударной гласной?

 - На уроке мы читали, говорили, слушали, писали, а это значит, что каждый из нас стал лучше знать родной русский язык, и мы добились пусть небольшого, но все же успеха. 

- Какие слова вы услышали в первый раз? 

 - Какой момент показался вам грустным?

- Как вы считаетё, кто  выиграл спор Осень или Зима? ( Каждое время года по-своему красиво. Но приходит время Осени прощаться с нами до следующего года, а пока будет царствовать её величество Зима ).

С приходом осени листва вся пожелтеет,

Деревья с грустью будут, молча зиму ждать.

 И всё вокруг в густом тумане побелеет,

Природа тихо будет осень провожать.

Дожди уступят своё место белым вьюгам,

Мороз рисунками украсит все дома.

Холодный ветер станет снегу вольным другом,

И вместо осени наступит вдруг зима. 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое на сайте
15 дней назад
29 сентября накануне Дня пожилого человека ученики 1А класса пригласили своих любимых бабушек и дедушек в гимназию, чтоб подарить им за
17 дней назад

Вся лента активности