Урок математики в 4 классе «В экспедицию с Берингом к побережью Северного-Ледовитого океана»

31 января 2018 - Садовникова О.С.

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.

Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Величины». 

Цель урока: В образовательной сфере: формировать умения переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот, совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи.
В развивающей сфере: развивать умение работать в группе; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять поиск необходимой информации, контролировать свою работу и результат, умение договариваться, выстраивать логическую цепь рассуждений. 
В воспитательной сфере: воспитывать культуру поведения на уроке, осознание ответственности за общий результат; мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историко-географическое прошлое.
Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, презентация по теме урока, «Толковый словарь иностранных слов» Л.П. Крысина, ноутбуки для групповой работы, листы с заданиями, наборы с пазлами, бубен, сундук, бинокль, компас, карта маршрута экспедиции, таблица открытий.
Этап 1. Оргмомент и самоопределение к учебной деятельности.
 Звучат шум моря и крики чаек. (Учитель показывает сундук, из которого достает компас, карту, подзорную трубу)
- Как вы думаете, кому могут принадлежать эти предметы? (Капитану). А где они могут пригодиться? (В путешествии) 
- Итак, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное историко-географическое путешествие. Оно для тех, кто не боится трудностей и готов к невероятным приключениям... И, конечно же, в пути вам потребуется проявить свои математические знания, ум, смекалку, умение сотрудничать друг с другом при выполнении заданий.
- Вы готовы?
- Ну, тогда в добрый путь! 
Этап 2. Актуализация знаний.
- А начнем мы с вами с игры «Да» или «Нет». Выигрывает та группа, которая быстрее даст больше правильных ответов.
1. Продолжительность полярной ночи составляет 177 дней, это 7 месяцев? 
 2. 1740 год – это 18 век? 
3. Если масса тюленя 300 кг, а масса моржа в 6 раз больше, верно ли, что 6 тюленей могут уравновесить одного моржа?
4. Масса белого медведя 1тонна, это 100 кг?
5. Верно ли, что высота айсберга 240 м, если 1/8 его части равна 30 м? 
6. Наибольшая глубина Северного Ледовитого океана равна 5527м – это 55270 дм? 
7. Если каждые две минуты белуха выныривает на поверхность, верно ли что за 1 час она делает 30 выныриваний.
- Молодцы, быстро справились с заданием. 
  Этап 3.  Постановка темы и цели урока.
- Обобщение и систематизация знаний сегодня будет по какой теме? (По теме «Величины»)
- Какую цель вы поставите сегодня перед собой? (Повторить величины и единицы измерений, тренироваться в решении задач).
- Итак, правила путешествия:
1.  Команда путешествует, выполняя открытия по порядку с 1-го по 5-е. 
2. Работать будете в команде, ваша задача совместно прийти к верному решению. 
3.Будьте внимательны к каждой мелочи, ведь в каждой задаче содержится подсказка к следующей.
4. Для решения некоторых заданий вам придется работать с разными источниками информации. 
5. За правильный ответ, вы будете получать фрагменты карты. В конце путешествия вы должны собрать карту маршрута экспедиции, а также заполнить таблицу открытий В. Беринга. 
- Самых ловких и находчивых ждет сюрприз...
Этап 4. Практическая работа.
- Теперь внимание - в игре «Да» или «Нет» уже были первые подсказки -  ключевые слова.
- Кто догадался в какой век мы с вами отправляемся и что будет объектом нашего исследования? (В 18 век, к побережью Северного-Ледовитого океана)
- Из конверта достаньте буквы и составьте из них фамилию мореплавателя, Капитана, путешественника)
Откройте ссылку   http://tur-plus.ru/bering/bering-biografio.htm "География путешествий" и прочитайте 1 абзац 
- Кто такой Витус Беринг? (Выдающийся русский офицер, мореплаватель и землепроходец первой половины XVIII столетия.).
Что он исследовал? (Побережье Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана).
-  Какие объекты названы в его честь? (Командорские острова, Берингово море, пролив между Азией и Америкой).
- Является основателем какого города? (Петропавловск-Камчатский)
Действительно, в 18 веке Россия активно искала морские пути в Европу. Одной из попыток решить эту проблему стала экспедиции Беринга. Петр I собственноручно расписал задачу мореплавателю: исследовать побережье Камчатки и доказать существование пролива между Азией и Америкой.
Открытие 1. 
Адмиралтейство лично поручило Берингу заняться набором команды.
Задание. 
 Берингу было разрешено привлечь к работе в экспедиции на двух пакетботах: 600 моряков и 5000 рабочих для транспортировки груза. Каждого из них надо было занести в списки. Сколько листов содержал список, если на каждом листе было по 100 фамилий? 
- Вы правильно решили задачу и получаете фрагмент карты. 
- Вперед, к победе! К ОТКРЫТИЮ 2!
Открытие 2. 
- Составив разрезные картинки, вы узнаете, как назывались   морских суда, предназначенные для исследования побережья Северного Ледовитого океана, для установления границ между Камчаткой и Америкой?   
- Что означает слово «пакeтбот»? (Уточнение значения слова в   толковом словаре)
- Какие пакетботы у вас получились?
- Кто командовал пакетботом "Святой Петр"? А пакетботом "Святой Павел"?
Задание. 
- Переведите длину, ширину, осадку пакетбота в современные единицы измерения, зная, что: 1 фут=30 см
Длина пакетбота была 80 футов, а ширина 22 фута, осадка 9 с половиной футов. 
Длина - ___________; ширина - __________; осадка - ------------. 
 
Все получится! ВПЕРЕД К ОТКРЫТИЮ 3!
- Ребята, а ведь существовал еще один пакетбот "Святой Гавриил", который шесть дней шел по проливу, тогда ещё безымянному. Стоял сильный туман.  И начальник экспедиции даёт приказ возвращаться домой. Беринг тогда не знал, о существовании пролива и что от Америки его отделяет всего 80 км. Если бы тогда капитан послушал мнение Чиркова и принял бы решение плыть дальше, вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой выяснился бы еще в 1728 году.
 Открытие 3. 
Какой   же пролив пришлось исследовать Берингу дважды, так как в первый раз, капитан из-за тумана не увидел американского берега. 
Используя ссылку, Берингов пролив, рассмотрите справа фотографию со спутника и ответьте на вопросы:
1. Что связывает пролив?
2.Какие страны?
3.Что разделяет пролив?
4. Какова ширина пролива?
5.Наибольшая глубина пролива? 
Задание. 
Были организованы две Северные экспедиции. Первая Камчатская экспедиция началась в 1725 году и завершилась 1730 году, спустя три года, в 1733 году началась вторая Камчатская, или как ее принято называть, Великая Северная экспедиция. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, берегов Северной Америки, а также изучение растительного и животного мира, которое проводил на борту корабля врач-исследователь Георг Стеллер. Вторая экспедиция завершилась в 1743 году. Сколько лет научные экспедиции изучали побережье Северного Ледовитого океана? 
Ответ: __________________________________________________
Удача отвагу любит! Вперед к ОТКРЫТИЮ 4!
Открытие 4. 
Животное, мирно поедающее морскую капусту, русские моряки называли капустница. Его описание и название, базируется на значительной части информации, предоставленной врачом экспедиции. Что это за животное?
Используя ссылку, Стеллерова корова прочитайте  текст «Морская, или стеллерова, корова»  и ответьте на вопросы:
1. Когда начались несчастья морской коровы? (В 1741 году) 
2. Что произошло с судном "Святой Петр»? (Потерпело крушение около одного из небольших островов, впоследствии названных в честь Беринга)
3. Что предприняла команда, чтобы выжить? (Чтобы выжить, моряки были вынуждены изловить странное животное, поедающее водоросли у берега).  
4. Как поплатилась морская корова за свое человеколюбие?  (Уже в 1768 году был убит последний представитель этого вида). 
 Задание. 
Эти животные кормились морскими водорослями, медленно плавая на мелководье. Они подходили так близко к берегу, что иногда до них можно было дотянуться руками. Обычно самка и самец держались вместе с детёнышем-сеголетком и молодым прошлого года. 
Масса и длина животных представлены в таблице. 
Используя эти данные, ответьте на вопрос.

Член семьи

Масса

Длина

Самец

8 т

7 м 50 см

Самка

3т 500 кг

540 см

Детёныш-сеголетка

? кг, в 8 раз меньше, чем самец

1м 80 см

Детёныш прошлого года

1800 кг

300м

Какова масса всей семьи?
Ответ: ____________________________________________________
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Вперед к ОТКРЫТИЮ 5
Открытие 5.
Задание.
- Разгадав ребус, вы узнаете название коренных жителей островов Северного Ледовитого океана. Впервые эта народность была описана также во время экспедиции ученым Георгом Стеллером.
 
- Постройте диаграмму островов, если площадь острова Святого Лаврентия меньше площади Командорских и Алеутских островов, а площадь Командорских островов больше площади Алеутских островов. Какой остров по площади самый большой? Проверьте себя, открыв ссылки.
 Ученье везде найдет применение!
- Как вы думаете, что было основным промыслом алеутов. (Рыболовство)
- За хороший улов алеуты благодарили своих богов.  
Давайте поиграем в народную игру алеутов «БЕЛЫЙ ШАМАН».
Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения, выражающие действия человека на рыбалке. (Чинят сеть, забрасывают, вытягивают, снимают рыбу, складывают её в мешок).  В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
- Сложите фрагменты карты.  Проследите по карте маршруты двух Северных экспедиций В. Беринга.
- Карта собрана, осталось заполнить таблицу открытий 

Какой российский мореплаватель впервые в мире побывал в водах всех четырех океанов нашей планеты и удостоился чести возглавлять величайшую в истории Земли по количеству участников и исследуемой территории географическую экспедицию?

 

 

 

 

 

 

Участники экспедиции

 

Цель

 

Продолжительность экспедиций

 

На каких судах совершились экспедиции

 

Открытия двух экспедиций

 

 17 октября и было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки – как называется этот город?

 

 - Вот и заканчивается наше математическое, историко-географическое путешествие. А вот и долгожданный сюрприз – билет на просмотр художественного фильма «Баллада о Беринге и его друзьях» в школьном кинотеатре. 
Этап урока 5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- В какой форме был организован урок?
- Удалось ли обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания по теме «Величины»? 
- Действия с какими величинами отрабатывали?
- Как добывали информацию?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на нашем уроке?
- Сегодня я увидела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём на уроках, помогали бы вам преодолеть все трудности учёбы, двигаться вперёд к поставленной цели. Терпенье и труд дивные всходы дают.
 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!