Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» (базовый уровень) 4а класс

20 октября 2016 - Садовникова О.С.

 Составитель рабочей программы:

Садовникова О.С..

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 высшей категории

2016-2017 учебный год

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание

содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последования, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным

выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).__ деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение

автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 

Тематическое планирование по литературному чтению (4 класс)

 

п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

 

Примечание

плановые

 

скорректи-рованные

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ (1 час)

 

1

 

 

Знакомство с учебником по литературному чтению

 

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

 

ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ (8 часов)

 

2

 

 

Знакомство с названием раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

 

3

 

 

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

 

4

 

 

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего»

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом

 

5

 

 

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

 

6

 

 

Поэтический и прозаический тексты былины «Ильины три поездочки».

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

 

7

 

 

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие С. Радонежского.

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; выражать своё отношение.

Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Проверять себя и оценивать свои достижения

 

 

8

 

 

Проект: «Создание календаря исторических событий»

 Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)

 

9

 

 

 Обобщающий урок-игра по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

 

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (17 часов)

 

10

 

 

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за  развитием событий в сказке.

 

11

 

 

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.

 Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

 

12

 

 

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев.

 

13

 

 

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Няне».

 

Рассказывать о А.С. Пушкине.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукций картин известных художников

 

14

 

 

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

 

15

 

 

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной.

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные пе­реживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

 

16

 

 

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев пушкинской сказки.

Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность сказки.

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

 

17

 

 

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки.

 

18

 

 

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

 Рассказывать о М.Ю. Лермонтове.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

 

19

 

 

 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

 Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ста­вить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них. Анализировать поступки  героев

 

20

 

 

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

 

21

 

 

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Детство».

 Рассказывать о Л.Н. Толстом.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, вырази­тельно читать текст.

Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность

 

22

 

 

Л.Н.Толстой «Детство». Определять тему, главную мысль.

 

23

 

 

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

 

24

 

 

Жизнь и творчество А.П.Чехова. А.П.Чехов «Мальчики».

 Рассказывать о А.П. Чехове.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них

 

25

 

 

А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

 

26

 

 

Обобщающий урок-КВН по разделу «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8 часов)

27

 

 

Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид …», «Как неожиданно и ярко …».

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

 

28

 

 

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

 

29

 

 

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

30

 

 

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

 

31

 

 

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями …»

 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

32

 

 

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».

 

33

 

 

И.А. Бунин «Листопад». Слово как средство художественной выразительности.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

 

34

 

 

Обобщающий урок-игра  по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

 Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (11 часов)

35

 

 

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

 

36

 

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев

 

37

 

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

 

38

 

 

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

 

39

 

 

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

 

40

 

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

 

41

 

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

 Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

 

42

 

 

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

 Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

 

43

 

 

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Составление плана.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

 

 

 

44

 

 

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.

 

45

 

 

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы. Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

 

2 часть

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (7 часов)

 

46

 

 

Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

 

47

 

 

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения.

 

48

 

 

В.Ю. Драгунский

«Главные реки». Особенности юмористического текста.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Соотносить название с содержанием произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер

 

49

 

 

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Соотносить название с содержанием произведения.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст

 

50

 

 

В.В.  Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

 Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе

 

51

 

 

В.В.  Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценировка произведения.

 

52

 

 

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

 Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

 

СТРАНА ДЕТСТВА (6 часов)

53

 

 

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

 Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль

 

54

 

 

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

 

55

 

 

К.Г.  Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний.

Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

 

56

 

 

К.Г.  Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

 

57

 

 

М.М. Зощенко «Елка».

 

 

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуж­дении прослушанного (прочитанного) произ­ведения.

Ста­вить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение

 

58

 

 

Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

 Подбирать книги по теме.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (4 часа)

59

 

 

Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

60

 

 

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

 Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

 

61

 

 

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка …», «Наши царства».

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

 

62

 

 

 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

 

ПРИРОДА И МЫ (10 часов)

 

63

 

 

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Пересказывать текст выборочно

 

 

64

 

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

 

65

 

 

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька». Герои произведения.

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра­циями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

 

66

 

 

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

 

67

 

 

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка.

 Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Пересказывать произведение на основе плана

 

68

 

 

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев на основе поступка.

 

69

 

 

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков.

 Участвовать в диа­логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков

 

70

 

 

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

 

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом

 

71

 

 

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

 

 

72

 

 

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы».

 Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (6 часов)

 

73

 

 

Знакомство с разделом. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Вы­разительно читать, используя инто­нации, соответствующие смыслу текста.

 

74

 

 

С.А. Клычков «Весна в лесу».

 

75

 

 

Д.Б.  Кедрин «Бабье лето».

 

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

76

 

 

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

 

77

 

 

С.А. Есенин «Лебёдушка»

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интона­ций, соответствующих смыслу текста.

 

78

 

 

Обобщающий урок-конкурс  по разделу «Поэтическая тетрадь».  Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

 

РОДИНА (7 часов)

 

79

 

 

Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

 

80

 

 

С.Д. Дрожжин

«Родине».

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 

81

 

 

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

 

82

 

 

Проект «Они защищали Родину»

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

 

83

 

 

Обобщающий урок по разделу «Родина». Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

84

 

 

Поэтический вечер по разделу «Родина»

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

 

85

 

 

Комплексная работа для 4 класса.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

СТРАНА ФАНТАЗИЙ (6 часов)

 

86

 

 

Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 

87

 

 

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

 

88

 

 

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического  жанра.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра.

 

89

 

 

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

 

90

 

 

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Нахождение информации о событиях и о героях

 

91

 

 

Путешествие по стране Фантазии. Проверим себя и оценим свои достижения.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 часов)

 

92

 

 

Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Составлять план.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя

 

93

 

 

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

 

94

 

 

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности характеров героев.

 

95

 

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) 

 

96

 

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Делить текст на части, озаглавливать их.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать сказку

 

 

97

 

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

 

98

 

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

 Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 

99

 

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

 

100

 

 

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

 

101

 

 

С. Лагерлёф «В Назарете»

 

102

 

 

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».  Проверим себя и оценим свои достижения.

Самостоятельно оценивать свои достижения

 

               

 

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № 1 от «30» августа 2016 года

руководитель ШМО _______________ /Борина О.В./

Согласовано

Зам.директора по УР

_______________________ /Князькова В.В./

«___» ________ 2016 год

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое на сайте
15 дней назад
29 сентября накануне Дня пожилого человека ученики 1А класса пригласили своих любимых бабушек и дедушек в гимназию, чтоб подарить им за
17 дней назад

Вся лента активности